Психология

Социальные сети: диагноз по "лайкам"

Дэвид Стиллвэлл и Михал Косински из Кембриджского университета (Великобритания) разработали компьютерную программу, способную "просчитать" черты личности и характера пользователя, ориентируясь на "лайки", оставленные им в социальных сетях. Причем, как утверждают разработчики, новый алгоритм делает это гораздо точнее, чем живые люди.

Характер человека и соцсети

"Способность судить об особенностях личности того или иного человека является краеугольным камнем нашей общественной жизни, начиная с тех социальных действий, которые мы совершаем каждый день, и заканчивая долгосрочными решениями, такими как на ком жениться, кому доверять, кого нанимать на работу или выбирать президентом, — комментирует Дэвид Стиллвэлл. — Результаты работы подобных алгоритмов могут заметно помочь нам делать правильный выбор".

Это не первая подобная разработка Косински и Стилвэлла. В 2013 году ими была представлена программа, практически безошибочно определявшая по "лайкам" такие характеристики, как возраст, расовая принадлежность, сексуальная ориентация и коэффициент интеллекта юзеров Facebook.

Что же касается новой программной версии, то она способна на основании "лайков", поставленных под постами, идентифицировать пользователей по пяти критериям, используемым западными психологами для исследований модели личности человека: это доброжелательность, открытость, добросовестность, эмоциональная стабильность и экстраверсия.

"Лайки" расскажут о человеке все

Для того, чтобы проверить точность работы алгоритма, исследователи создали специальное игровое приложение к Facebook — myPersonality. В ходе работы с ним пользователям предлагалось ответить на ряд вопросов, касавшихся их мировоззрения, а также оценить черты характера одного или нескольких своих "френдов" в соцсети.

В общей сложности приложение скачали 87 тысяч, при этом 17 тысяч были "друзьями" на Facebook или же были знакомы между собой в реальной жизни.

Выяснилась поразительная вещь: виртуальная программа справлялась с задачей идентификации личности куда лучше, чем это делали виртуальные и реальные друзья и знакомые человека! Программе было достаточно всего 10 "лайков", чтобы дать более точную оценку личности человека, чем это делали его коллеги по работе, 70 "лайков" — чтобы превысить показатели друзей и 150 — родственников.

Подобный результат оставляет неоднозначные впечатления. С одной стороны, говорят эксперты, анализ "лайков" может помочь нам составить более точный портрет человека, с которым мы собираемся иметь дело — в личной жизни, по работе, по бизнесу и так далее.

С другой стороны, он ставит под сомнение безопасность личных данных в интернете, ведь если кто-то вздумает воспользоваться программой, он может узнать о нас больше, чем мы хотим… Со временем это даже может заставить людей ограничить пользование социальными сетями.

В последнее время появилось множество исследований, пытающихся изучать людей по тому, как они ведут себя в интернете. Так, совсем недавно ученые из Университета Огайо пришли к выводу, что мужчины, которые любят выкладывать селфи в соцсетях, склонны к антисоциальному поведению.

К участию в исследовании привлекли около 800 мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. Всех участников попросили ответить, как часто они выкладывают свои фото в социальных сетях. Также они заполнили анкеты, на основании которых ученые делали выводы об их социальном поведении и самообъективации (внимании к собственной внешности).

Любовь к селфи и нарциссизм

Оказалось, что у тех представителей сильного пола, которые чаще других выкладывали на сайты свои селфи, наблюдались такие черты, как нарциссизм и склонность к психопатии. Особенно выражены они были у тех, кто еще и редактировал свои фотографии, прежде чем выложить их в Сеть. Отличал этих добровольцев и высокий уровень самообъективации.

Нельзя, впрочем, однозначно назвать любителей селфи нарциссами и психопатами. Эти показатели у всех были в пределах нормы, но несколько выше средних. Высокий же показатель самообъективации указывал на то, что человек ценит в себе в первую очередь внешность. По мнению исследователей, такие люди стремятся выкладывать больше снимков, чтобы получать положительные отзывы от друзей.

Если для женщин самолюбование внешностью естественно, то для мужчин это выглядит несколько настораживающе. Похоже, тут есть над чем задуматься.