Зверье мое

Кровавые факты о смертях гладиаторов

Гладиатор, ожидавший выхода на арену, был окружен знаками смерти. Мимо него проносили тела павших, истекающих кровью.

Металлические прутья, которыми проверяли, умер ли гладиатор в действительности, нередко раскаляли, что придавало всему происходящему специфический запах. Помимо этого, гладиатор слышал возгласы толпы, звуки сражения и вопли раненых и умирающих.

Горны играли, и трубная их песня разносилась по коридорам арены. Запах крови удушал. Когда же наступал нужный момент, гладиатор ступал на раскаленный песок арены, осознавая, что это, возможно, последние минуты его жизни и что ему придется столкнуться со всем, что правители Рима решат бросить против него.

Гладиаторы иногда сражались пара на пару. Часто бой продолжался до тех пор, пока противник не оказывался сбит с ног или ранен и не начинал умолять о пощаде. Тогда судьба его оказывалась в руках толпы и едитора, как назывался тот, кто давал деньги на проведение боев. Иногда едиторами могли выступать нанятые распорядители или "продюсеры".

Когда гладиатор побеждал, его вознаграждали за победу на арене, чтобы награда его была видна всем зрителям. Тот, кто был убит на арене, помещался на носилки, и его выносили через особые ворота, которые называли Porta Libitinensis. Porta означает "врата", а Libitinensis — отсылка к имени богини похорон Либитине. Пронесенное через эти врата, тело гладиатора оказывалось в специально предназначенной для того комнате, где с него снимали оружие и броню.

Но так происходило только с теми гладиаторами, которые храбро сражались и достойно погибли, успев перед этим развлечь толпу. Тогда гладиатора с почестями выносили, и его тело не трогали.

Если же боец оказался на арене трусливым и умер, не продемонстрировав яростного упорства перед ликом смерти, то судьба его мертвого тела была иной. Гладиатору также не стоило кричать на арене от боли, это было бы показателем слабости. Если он, будучи поверженным, просил о пощаде и ему было в ней отказано, то он считался трусом, который не смог своей храбростью доказать право на жизнь. Мертвые тела таких гладиаторов вытаскивали с арены волоком по песку безо всякого уважения.

Для тех гладиаторов, кто не желал сражаться, притвориться мертвым могло показаться хорошей идеей. В ходе боя, покрытый грязью и кровью от чужих или собственных не опасных для жизни ран, гладиатор, лежащий на арене, мог легко показаться мертвым. Будучи вынесенным с арены, он мог надеяться на побег. Возможно, кто-нибудь и пытался сделать это. Но у римлян были процедуры, предотвращавшие такие побеги. После того, как гладиатор был вынесен с арены или выволочен с нее за ноги, он оказывался в комнате, где ему, сняв предварительно доспехи, перерезали горло. Притворяться мертвым больше было невозможно. Обесчестивших себя на арене гладиаторов обычно подвергали другой проверке — на их череп обрушивали камень или дубину.

Фото: rimvisit.com