Аномальные зоны

На Плещеево озеро – в гости к Яриле и Синь-камню!

Плещеево озеро вблизи старинного русского города Переславль-Залесский на юге Ярославской области как магнитом притягивает любителей этнографии и просто туристов. По словам местных старожилов, здесь обитают русалки и прочие мифические существа. А расположенные вблизи водоема Ярилина гора и Синь-камень - вполне реальные исторические объекты.

Ярилина гора

Возле Ярилиной горы когда-то проводились языческие обряды. А названа она в честь языческого бога Ярилы, которого причисляют к родственникам самого громовержца Перуна и святого Георгия Победоносца.

Это о нем девки пели в хороводах: «Волочился Ярила по всему миру, в поле жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает».

Именно Яриле многие российские населенные пункты обязаны приставкой «яр», а многие слова в русском языке - одноименным корнем. Весьма распространенным именем на древней Руси было Ярослав, и его нередко носили князья.

Славяне-язычники почитали Ярилу и его соратников, принося им в жертву животных, зерно, грибы и ягоды, иногда даже людей. Старец Нектарий из романа Алексея Толстого «Петр I», склонявший свою паству к самосожжению в дремучих лесах, воплощал в жизнь один из самых мрачных ритуалов поклонения Яриле.

Впрочем, язычество отнюдь не ассоциировалось у древних славян со страхом смерти. Возле деревянных статуй языческих богов, приметных камней и деревьев, на берегах рек и озер наши предки устраивали гадания, жребии, ритуальные танцы, веселье на праздники.

В «Жизнеописании Тихона Задонского» сообщалось, что в 1765 году был пресечен праздник, посвященный Яриле: «Из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний был идол, называемый именем Ярило, который в сих странах за бога почитаем был. А иные праздник сей называют игрищем».

Люди с нетерпением готовились к этому ежегодному торжеству, одевались в лучшую одежду. Праздничные гулянья, называемые кое-где ярилками, проводились на возвышенном месте, продолжались и ночью при горевших кострах. Участники пили, угощались, затевали игры. По традиции, устраивали кулачные драки, кончавшиеся часто увечьями.

Девицы приходили на ярилки поневеститься. Кстати, с Ярилой связывали не только повышенное плодородие, но и сексуальную мощь. По этому поводу были сложены отдельные пословицы и поговорки, например: «Выбежал Ярилка из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка (помело) стучит».

Высота Ярилиной горы составляет не больше 1000 метров. Между прочим, среди экстрасенсов и прочих любителей оккультного считается, что гора обладает мощной положительной энергетикой - «ярью».

Синь-камень

Но еще большее любопытство вызывает знаменитый Синь-камень - гранитный валун сероватого цвета, лежащий на берегу Плещеева озера.

Вот что говорится о нем в «Энциклопедии непознанного»: «Согласно древнерусским преданиям, в этом камне живет дух, исполняющий мечты и желания. В начале XVII в. церковь вступила в борьбу с языческой религией.

Дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий велел выкопать большую яму и скинуть в нее Синь-камень.

Но через несколько лет валун загадочным образом выглянул из-под земли. Через 150 лет церковные власти Переславля-Залесского решили заложить волшебный камень в основание фундамента местной колокольни. Камень погрузили на сани и повезли по льду Плещеева озера.

Лед проломился, и Синь-камень затонул на глубине пяти метров. Но вскоре рыбаки стали замечать, что валун неведомым образом меняет свое местоположение, медленно перемещаясь по дну. Через полвека он оказался на берегу у подножия Ярилиной горы, где и лежит до сих пор».

Местные жители шутят: «Лежит-то лежит, может, угомонился, а может, лежит и набирается сил, чтобы взобраться на Ярилину гору».

Исследователи, проводившие замеры, утверждают: камень действительно двигается! Но вот подловить его во время движения никак не удается, даже проводя наблюдения со специальными инструментами в руках.

Но куда больше многих интересует свойство камня исполнять желания. Во всяком случае, приезжающие сюда туристы не забывают поклониться валуну и оставить подношение - лоскут ткани, повесив его на ближайшее дерево.

В последнее время, по тибетской традиции, деревья стали украшать и квадратными флажками с нанесенными на них молитвами: раскачиваясь на ветру, они, мол, скорее донесут просьбы страждущих куда надо...