Городские легенды

От масла до электричества - краткая история уличного фонаря

Частенько можно увидеть ситуацию, когда уличные фонари, призванные не дать ночью людям провалиться в очередной раскрытый колодезный люк, в положенное им время суток не светят, а вот днём изображают потухшую свечку. Ещё и выключаются в середине ночи, позволяя не успевшим дойди до точки назначения личностям любоваться звёздным небом, если повезёт на безоблачную погоду.

Ночное освещение - одна из тех вещей, которая существует, как ни странно, достаточно давно, учитывая не столь далёкое изобретение электричества. Первым вопросом блужданий в темноте озаботился мэр Лондона Генри Бартон в 1417 году, зимой обязав вывешивать фонари. Полезное нововведение подхватил Париж, где в выходящие на улицу окна выставляли светильники. Но долгий период в качестве "топлива" использовались свечи и масло - а света от них было не очень-то и много.

Это не помешало Петру I в 1706 году осветить улицы близ Петропавловской крепости - в честь празднования победы над шведами. После этого со временем фонари стали зажигаться на всех праздниках. А в 1720 г. возле Зимнего дворца появились регулярно работающих четыре масляных фонаря, специально разработанных французским архитектором Жаном Батистом Леблоном. К 1723 г. на тротуарах горело уже почти шестьсот фонарей, а к 1794 г. их число доходило почти до трёх с половиной тысяч штук.

Обстановка с малоэффективностью масляных светильников несколько улучшилась с применением керосина, но не за горой стояло изобретение первых газовых ламп, и уж тогда города засияли. Конструктора устройства - Уильяма Мердока, жителя Англии - как и многих новаторов, поначалу не воспринимали всерьёз, подвергая издевкам. Но с 1807 года газ постепенно начал освещать улицы Европы.

Использование газового освещения продолжалось до эпохи электрических ламп. Многие считают их создателем Томаса Эдисона, но это не совсем верно. Вклад в создание лампочки внесло приличное количество изобретателей, её история длится чуть ли не весь XIX век. В том числе руку к ней приложил и русский электротехник Александр Лодыгин - именно он после многочисленных проб предложил использовать вольфрамовую нить. Томас Эдисон же, кроме усовершенствования существующей конструкции до привычной нам, создал фирму, с её помощью сумел распространить электрические лампы накала и доказать их эффективность по сравнению с используемыми.

Даже когда применялись масляные лампы, уличные фонари служили не только для разгона темноты - не самого лучшего качества поначалу, к тому же со списком неудобств для горожан в виде капающего масла - но и для украшения города. Сейчас же солидную долю освещения берут на себя всевозможные вывески магазинов и рекламных телевизоров, которые и светят, и мигают в разных режимах всеми цветами радуги, за которыми и фонарей-то не видно. Исключение составляют полностью жилые кварталы, но там лампы, бывает, и вовсе не горят. Насладиться уютным пятнышком света в темноте можно зачастую лишь на набережных и прочих зонах отдыха.