Городские легенды

Городские легенды: кто такие пошехонцы

Слово "Пошехонье" в русском народном фольклоре длительное время обозначало захолустье, "пошехонцами" же именовали тупых, темных обывателей… А откуда вообще пошло такое название? Ведь Пошехонье — это вполне реальный город, административный центр в Ярославской области, не так уж далеко от Москвы… С чего бы ему становиться именем нарицательным?

В Пошехонье в 1777 году было по указу императрицы Екатерины II переименовано село Пертома, называвшееся до этого по реке Пертомке, на берегу которой оно стояло… Пошехоньем же звалась местность по реке Шексне, старое название которой было Шехонь… Корни всех этих топонимов были финно-угорскими. С 1918 по 1991 год город назывался Пошехонье-Володарск, в честь известного революционера В. Володарского. В 1992 году ему вернули историческое название (разумеется, не Пертома, а Пошехонье). Сегодня в городке проживает более 6 тысяч человек.

Особенно прославилось Пошехонье после выхода в свет "Пошехонской старины" М. Е. Салтыкова-Щедрина, который был родом из Ярославской губернии. Вот тогда топоним и стал именем нарицательным.

Пошехонцами стали величать обитателей медвежьих углов, славившихся наивностью, ограниченностью, неотесанностью, а нередко и грубыми нравами. О них складывали множество пословиц, поговорок, присловий… Они "дым решетом из избы выносили", "в трех соснах заблудились", на городскую колокольню лазили — "на Москву поглядеть". А то медведь откусил одному из них голову, и жена того долго не могла вспомнить, была у него голова или нет… Потом-таки припомнила, что в минувшем году купил он себе шапку-малахайку к празднику, и только тогда убедилась, что голова все же действительно у него имелась… А еще была у пошехонцев затея: сеять дробь для снятия урожая. "Толокно в реке мешали, а ноги под столом перепутали…"

Читайте также: Городские легенды: дело ленинградских масонов

В Москву, "белокаменную" и "столопрестольную", пошехонский мужик из поговорки "пешком ходил" да "за песнями ездил". И видели ее издалека, "при кислятине да сквозь жидкий чай". А "показать Москву в решето" — значило и вовсе нагло одурачить, обмухлевать… По слухам, в Москве "и грязь не маралась", и "звону на всю Ивановскую было". И не было повода для грустных мыслей — "была бы догадка, а в Москве денег кадка" и каждый день праздник…

В свою очередь, москвичи дивились иногда долетавшим вестям о других краях да их обитателях — "вот в Рязани грибы с глазами: их едят, а они глядят…", "вологодцы теленка с подковой съели…", "туляки блоху на цепь приковали…", "псковичи небо кольями подпирали…" Но всех, наверное, переплюнули эти самые пошехонцы. Неужели и впрямь были они такими уж недотепами: "У людей дураки — загляденье каки, а свои во каки"?

Ну, и задали пошехонцы задачку о себе грамотеям-мудролюбам: чего у них больше — простодушной наивности или дремучего невежества? Действительно ли они являются такими уж простаками или только прикидываются, придуриваются?

Конечно, места наибольшего скопления глупцов определить трудно. Хватало их испокон веков и на востоке, и на западе Руси великой… В одном месте "поссорились умники на мосту из-за барана некупленного". В другом в полнолуние месяц скрылся за тучей, и жители подумали, что его украли соседи…

Читайте также: Призрак Ленина бродит по "Националю"

Пошехонцы же только "блоху миром давили, а мешком солнышко ловили", да "за 17 верст комара искали, а он у них на носу сидел…"

Первозданный смысл "пошехонью" вернул все тот же Салтыков-Щедрин. В самом Пошехонье писателю, правда, побывать так и не довелось. Но изустные рассказы о нем, конечно, ему не раз приходилось слышать на Ярославщине, в своей родовой усадьбе Заозерье возле Углича… А самих пошехонцев — пусть и не жителей Пошехонья, но их "кровных родичей" — Михаилу Евграфовичу доводилось встречать потом бесчисленно в различных местах — и не только в России, а еще и за границей. И речь шла не только о доверчивости да наивности жителей глухомани… От "пошехонцев" пошли и щедринские "головотяпы", и глуповские градоначальники: один с головой-органчиком, другой — столь немощен умом и ростом, что не мог вместить пространных законов, третий — сладострастный потомок княгини Тамары, увеличивший население вдвое… А может быть, все мы в каком-то смысле родом из Пошехонья?

Читайте также: В Якутии боятся мести духов