Городские легенды

Городские легенды: бунты по-московски

"Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный", — эта фраза сохранилась в черновиках пушкинской "Капитанской дочки" и стала крылатой. Московские бунты даже получили имена собственные — Соляной, Медный, Стрелецкий, Чумной… О них можно прочитать в любом учебнике истории, вот только что мы знаем об их истинных причинах?

Официально считается, что причиной Соляного бунта в Москве в 1648 году стало введение налога на соль, то есть один из первичных для человека продуктов, которое, как сказали бы в наши дни, сильно ударило по карману столичных жителей.

Между тем, пошлина (так в те времена именовались налоги) на соль была введена еще в 1646 году. Для пополнения казны правительство решило заменить прямые ямские и стрелецкие налоги косвенными, повысив пошлины на торговлю солью. Но от этого приключился один убыток — например, в столицу перестали привозить соленую рыбу, так как из-за дороговизны москвичи перестали ее покупать. В 1647 году пошлину отменили, объявив при этом сбор ямских и стрелецких денег не только за будущий 1648 год, но и за два предыдущих года. Не все смогли уплатить недоимки, и начались массовые правежи — так называлась процедура выколачивания долгов, когда к должникам применялись телесные наказания вроде битья палкой по ногам до тех пор, пока не заплатят недоимку… По свидетельству иностранца Адама Олеария, в народе стало нарастать недовольство, и, в конце концов, было решено обратиться за справедливостью к самому царю.

1 июня 1648 года, по возвращении царя Алексея Михайловича Тишайшего вместе с царицей с богомолья, их встретили у ворот москвичи с хлебом-солью. Жалобщики попытались подать челобитную, но царская охрана разогнала их плетьми. Челобитная же была разорвана на глазах у всех "дядькой" царя, боярином Б. И. Морозовым, одним из "авторов" соляной реформы.

На следующий день после крестного хода в Кремль ворвалась разъяренная толпа из посадских и служилых людей. Они потребовали освобождения арестованных накануне челобитчиков и выдачи Б. И. Морозова, а также других, по их мнению, виновных в их бедах царских приспешников — бояр Л. С. Плещеева и П. Т. Траханиотова, дьяка Назария Чистого. Ситуацию усугубил сильный пожар, вспыхнувший между Петровкой и Большой Дмитровкой, оставивший немало человеческих жертв. По мнению бунтовщиков, дома подожгли слуги Морозова, чтобы отвлечь внимание от восстания.

Беспорядки в Первопрестольной продолжались аж до середины июля. В итоге царь был вынужден выполнить требования бунтовщиков. Правда, Морозова он все-таки не выдал толпе, а отправил в ссылку.

Бунт же прозвали Соляным, так как все началось именно с введения соляной пошлины, хоть к моменту начала восстания ее уже как таковой не существовало…

Медный бунт 25 июля 1662 года, приключившийся тоже при Алексее Михайловиче (царю, прозванному Тишайшим, везло на бунты), традиционно связывают с протестом против обесценивания медных монет, которых было выпущено слишком большое количество. На самом деле, причины бунта были несколько иными. Дело в том, что в то время выпускались серебряные монеты царской чеканки — изображение государя на них как бы подтверждало их истинную ценность… Однако медь являлась более дешевой, чем серебро, а между тем, из фунта красной меди, рыночная себестоимость которого составляла 12 копеек, изготовлялось монет на 10 рублей. Появилось много фальшивых денег, что и привело к обесцениванию медных монет. Их нельзя было обменивать на серебряные, нельзя было уплачивать ими пошлины и недоимки в казну и прочее… Даже торговцы на рынках отказывались принимать медь в уплату. А между тем, стрельцы и другие служилые московские люди получали жалованье именно медными копейками.

Утром 25 июля на Лубянке, куда собрался посадский люд, было обнаружено подметное письмо, обвинявшее И. Д. Милославского, Ф. Ртищева и В. Шорина, ответственных за "денежную реформу", в государственной измене в пользу польского короля. Возбужденная толпа москвичей двинулась в Коломенское, где в это время находился царский двор, и потребовала выдачи "изменников". На словах пообещав разобраться с ними, царь тайно вызвал вооруженные войска. Сотни людей были зарублены, утоплены в Москве-реке… Зачинщики бунта были схвачены. Правда, царь все же отказался от выпуска медных денег, но случилось это лишь через год…

Читайте также:

Городские легенды: проклятое Останкино

Городские легенды: разбойничья Марьина Роща

Городские легенды: лондонские суеверия