Мистика

Вампиры в европейской культуре

Ни одна попытка классифицировать потусторонних существ не могла обойтись без вампиров. В любом своде сведений о различных сверхъестественных тварях и явлениях вампир непременно присутствовал, даже если и был далек от нашего современного о нем представления.
Известный исследователь Э. Мэпл в своей книге о колдовстве говорил, что в демонологии вампир нередко являлся неким подобием призрака или демона, отличаясь от них только способом получения требуемой силы.
Вампиры, подобно демонам, способны были совершить любое деяние, лишь бы достигнуть желаемого. Они считались существами, имеющими безмерные жажду и страсть. О вампирах нередко рассказывали, что они любят пробираться по ночам к юным девушкам, чтобы не только пить их кровь, но и совершать другие непотребства.
Некоторые ученые уверены, что вампир появился в человеческой мифологии раньше, а со временем, потеряв свою мужественность и плоть, дал жизнь призраку. Вампиризм прежде всего подразумевает не столько страсть к человеческой крови, но возвращение мертвеца к жизни посредством вселившейся в него темной силы.
Упыри, вампиры и прочие подобные им существа нередко описываются как мертвецы, оживленные дьяволом.
В Западной Европе в древние времена существовали сказания о женщинах-вампирах, которые выискивали по ночам новорожденных, чтобы пить их кровь. Другим типом вампиров были колдуны, поднимающиеся из могилы и несущие смерть округе.
Во времена романтизма вампир перестает быть существом ужаса. Романтизм уже не склонен видеть в темном и жестоком нечто исключительно пугающее и отвратительное. Привлекательность зла проникает в художественные произведения, и вампир становится полноценным их персонажем.
Литература готического направления, видевшая мир таинственным, непознанным и непознаваемым, содержащим в себе многое, ускользающее от разума, принадлежащее сфере духовного, обратила свое внимание на обитателей древних демонологических трактатов. На ее страницах нашли пристанище сонмы призраков, духов, темных сущностей, загадочных замков, оживших доспехов и, конечно же, вампиров.
Дьявол, будучи повелителем всего нечистого, проявляет себя через своих прислужников, которые получают определимую форму и способы борьбы с ними. Соединение страсти и ужаса, позднее приобретшее у Фрейда сочетание либидо и танатоса, привлекало писателей-романтиков своим почти запретным очарованием.
В «Ватеке» Бекфорда любовь принца к нежной красавице чередуется с описанием демонологических ритуалов, и султанша Каратис отдает на пожирание вампирам-гулам мертвецов, а ее некрасивые прислужницы совокупляются с ожившими трупами.

Фото: utoronto.ca