Поп-арт

Любовь и смерть Эдварда Мунка

На аукционе Sotheby's почти за 120 миллионов долларов продана картина норвежского художника Эдварда Мунка "Крик". Сначала ее оценивали на 80 миллионов, но вряд ли неизвестный покупатель расстроился из-за переплаты. Ведь картина легендарная, ставшая неотъемлемой частью мировой культуры, в том числе популярной. Она повторена в фильмах и вполне заслуженно стала самой дорогой картиной из тех, что продаются на открытых торгах.

А для широкой публики расшифровали — что же значит определение "бесценно", которое часто используют искусствоведы. Певец ужаса, смерти и любви, Эдвард Мунк родился в почтенной, многодетной семье военного врача. Но когда мальчику было пять лет, от туберкулеза умерла сначала его мать, а через несколько лет, когда он стал подростком, та же хворь забрала старшую сестру Софи. Ей было лишь пятнадцать лет. Первая картина Мунка, получившая широкую известность, "Больная девочка" — как раз о судьбе сестры.

Он отучился в Государственной академии искусств и художественных ремёсел, стал художником. В 1885 году съездил в Париж на восьмую, последнюю выставку импрессионистов. Их время закончилось, сначала им на смену пришли символисты, а затем наступила эпоха экспрессионизма, и его основоположником в живописи явился Эдвард Мунк. Его первая персональная выставка состоялась в 1889 году. На государственную, или точнее королевскую стипендию он жил и работал в Париже, Берлине. В Германии Мунк подружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его подругой, норвежкой Дагни Жюль. По всей видимости, у них сложился любовный треугольник.

Не известно, сколько там было секса, но творческого экстаза — было много. Она стала его музой, позировала для таких картин, как "Мадонна", "Вампир", "Поцелуй". А также "Ревность" — без нее не бывает. Из декаданской Европы Мунк приезжал на родину, в Осгордстранд, на берег фьорда. Это было место, куда он стремился, когда уставал измотанный творчеством. Эдвард гулял там, словно бы среди своих картин, вновь испытывая непреодолимое желание рисовать.

Он задумал цикл картин "Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти", чтобы показать в них все, что узнал о женственности, страхе и отчаянии. В 1893 году Мунк написал "Крик" — своё самое известное произведение, символ экспрессионизма. Ужас, переданный художественными средствами, цветом и линиями. Мунк работал над этой композицией на четырех полотнах, дважды маслом, дважды пастелью. На аукцион выставили именно пастель, хранившуюся в частной коллекции, все остальные по-прежнему в норвежских музеях. Многие картины художник переписывал по несколько раз, снова и снова возвращаясь к теме. Например, "Мадонна" и "Больная девочка" существуют в пяти вариантах.

В начале 1900-х у Мунка был роман с молодой наследницей богатого норвежского виноторговца Туллой Ларсен. С нее он писал "Плодородие". Она была влюблена и мечтала о свадьбе. А вот Мунк медлил с предложением, считая, что женитьба ему помешает. Это длилось около четырёх лет, и однажды, в 1902 году друзья решили его разыграть, сказав, что девушка умерла. По их замыслу она тут же должна была "ожить" и этим растормошить жениха. Но Эдвард воспринял розыгрыш болезненно, произошла ссора, возможно драка, из-за которой Мунк повредил себе левую руку, так что ему даже пришлось ампутировать палец.

С Туллой они не поженились, а расстались. После этого случая он частенько ссорился с кем ни попадя. Впрочем, быть может, причина в беспробудном пьянстве. В конце концов, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене. Он провёл там более полугода, непрерывно рисуя. В начале ХХ века стиль Мунка изменился. Его работы стали резче, грубее, если не примитивнее. Он ведь начинал как типичный реалист, писал в изящном стиле модерна и перешел на широкие мазки с контрастными цветами.

В 57 лет у художника произошло кровоизлияние в глаз, он почти прекратил работать, лишь делал наброски того, что видел искаженным зрением. Большую часть жизни страдая от маниакально-депрессивного психоза, он дожил, тем не менее, до 80 лет. К нему при жизни пришла слава и признание. По всей Европе проходили его выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

Но все-таки самый большой почет пришел к нему уже после смерти. Может и зря продал пастель норвежский миллионер Петтер Олсен. Он получил ее в наследство от своего отца, который был когда-то соседом и другом Эдварда Мунка. На вырученные немалые деньги он намеревается в своем имении построить музей и центр искусств.