Вы находитесь здесь:   /
rss Новости rss Статьи rss Все
Поп-арт

Кровь, горе и мистика: 20-летие катастрофы в Башкирии

4 июня 1977 года в США в продажу поступил первый массовый персональный компьютер - «Apple II». Эта машина стала прямым наследником компьютера для энтузиастов «Apple I», никогда не производившегося в больших количествах. В отличие от других компьютеров того времени, «Apple II» очень хорошо подходил для домашней обстановки, офиса или школьного класса.

Уникальными (дл тех лет) особенностями компьютера стало использование цвета и графических режимов высокого разрешения, его звуковых возможностей, а также встроенного языка программирования Бейсик. Все эти возможности были хорошо документированы и просты в изучении.

Первые компьютеры «Apple II» 1977 года были оснащены процессором MOS Technology 6502 на тактовой частоте 1 МГц, 4 КБ ОЗУ (расширяемыми до 48 КБ), интерфейсом для подключения кассетного магнитофона и интерпретатором Integer BASIC в ПЗУ. Видеоконтроллер мог подключаться к монитору либо телевизору. Начальная розничная цена компьютера составляла 1298 долл. США с 4 КБ ОЗУ, либо 2638 долл. за модель с 48 КБ.

Как и IBM PC, «Apple II» был весьма успешно клонирован, как в Соединённых Штатах, так и за их пределами. В частности, в Советском Союзе был разработан и довольно долгое время производился компьютер «Агат» - клон «Apple II» на советской элементной базе, частично совместимый с оригиналом. И сам «Apple II» и его клоны продавались до 1990-х годов - всего было произведено порядка двух миллионов экземпляров этого персонального компьютера.

4 июня 1800 года в Вашингтоне завершилось строительство Белого Дома, и в него въехали первые обитатели: президент Джон Адамс с супругой. Официальная и самая знаменитая резиденция президента США расположена в столице страны - Вашингтоне, по адресу Пенсильвания-авеню, 1600. Здание представляет собой особняк в неоклассическом стиле, построенное по проекту архитектора Джеймса Хобана. Строительство Белого Дома началось в 1792. В 1800 году первым его хозяином стал второй президент США Джон Адамс.

Отметим, что первоначально резиденция главы государства именовалась «Президентский дворец» или «Президентский особняк» - первое разговорное употребление термина «Белый Дом» относится к 1811. Официальным это название стало лишь в 1901 году - по личному распоряжению Теодора Рузвельта. С 1909 рабочее место президента находится в Овальном кабинете в левом крыле здания.

Изображение Белого Дома президента США есть на банкноте в 20 долларов; в прессе же эти словосочетанием обычно обозначают администрацию американского президента.

4 июня 1989 года, ровно 20 лет назад, близ Уфы произошла крупнейшая в истории нашей страны железнодорожная катастрофа: взрыв на трубопроводе поглотил два следовавших неподалеку пассажирских поезда. Начался огромный пожар.

Эта самая масштабная техногенная катастрофа произошла на топливопроводе «Западная Сибирь - Урал - Поволжье», по которому транспортировали сжиженную газо-бензиновую смесь. Из-за образовавшейся щели в трубе и особых погодных условий, вырвавшийся газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, перегон Улу-Теляк - Аша Куйбышевской железной дороги. Трагедия произошла здесь, на 1710-м километре магистрали, в 11 километрах от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирии.

Машинисты проходящих поездов предупреждали диспетчеров, что на перегоне сильная загазованность, но этому никто не придал значения. Была ночь и роковые поезда № 211 «Новосибирск - Адлер» (20 вагонов) и № 212 «Адлер - Новосибирск» (18 вагонов) шли навстречу друг другу. В общей сложности в составах находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. По местному времени было уже 4 июня, 01 час 15 минут; в Москве же было еще 3 июня, 23:15 - когда прогремел мощный взрыв.

Через два дня после трагедии газета «Советская Башкирия» написала: «Примерно в 23 часа 10 минут московского времени один из машинистов передал по рации: вошли в полосу сильной загазованности. После этого связь оборвалась...»

Сила взрыва была такой, что в домах за несколько километров от места взрыва вылетели все стекла. Рельсы скрутило в немыслимые петли. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. 573 человека погибло, 623 стали инвалидами. Среди погибших был и 181 ребенок - дети ехали на отдых в пионерский лагерь. Мощность этого объёмного взрыва была оценена в 300 тонн тротила. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Первыми к месту трагедии прибыли военные - они оказали помощь раненым и эвакуировали тела жертв. Вскоре на место катастрофы прибыли и городские врачи.

Выжившие в той аварии вспоминают о своем, подчас, чудесном спасении. Светлана Шевченко, завуч одной из школ, которая направила детей на отдых, говорит, что дети, вопреки обыкновению, в ту ночь не спали. Мальчишки разместились в купе вплоть до третьих полок - так им всем хотелось в одном помещении ехать. Когда прогремел взрыв, то крышу вагона буквально сдуло, а детей выбросило. Это их и спасло.

Опознание значительной части жертв было крайне затруднено. Салават Абдулин, отец погибшей под Ашой девочки, вспоминает тот ужас. «Была там одна девочка. По возрасту похожа на мою дочь. Головы не было, только два зуба снизу торчали. Чёрная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног не было по самое туловище. А телом похожа была. Я потом корил себя, можно было и по группе крови узнать, и по ключице, она в детстве ломала...»

Началось расследование причин и обстоятельств чудовищной катастрофы. Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве - еще в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. При встрече двух поездов и возникла искра, которая послужила причиной детонации газа.

Стоит отметить, что ранее, следуя точно по расписанию, оба пострадавших поезда здесь никогда не встречались. Одновременно к роковому перегону Улу-Теляк - Аша эти составы пришли по странным причинам: поезд № 212 из-за отказа части оборудования в пути опоздал, а поезда № 211 задержался в пути для высадки женщины, у которой начались роды.

Однако, на этом странные совпадения на закончились. Как выяснилось, в свёрстанной телепрограмме первых двух общенациональных телеканалов (ныне «Первый канал» и «Россия») на 29 мая - 3 июня 1989 года за один и за два дня до катастрофы были показаны художественные фильмы «Эхо далёкого взрыва» и «Белый взрыв», а утром того же 3 июня - фильм «Взрыв будет в пять» - своеобразные пророчества жуткой беды.

Судебное разбирательство по факту взрыва продолжалось шесть лет, обвинение было предъявлено девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. В 1992-м году на месте трагедии был сооружён мемориал. После той страшной аварии продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.



7566
Фотогалерея
Видео
ИА №ФС77−55373 от 17 сентября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»
Система Orphus
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
©2006-2017 Все права защищены
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей за 24 часа Rambler's Top100