Поп-арт

Удивительные факты - 9 декабря

Впервые термин «смог» был введён доктором Генри Антуаном де Во в 1905 году в статье «Туман и дым», написанной для Публичного Конгресса о здоровье. Сама же проблема задымления Лондона существовала уже в Средние века. В 1273 году английский король Эдуард I издал указ, запрещающий использовать уголь в городе из-за сильного дыма, создаваемого им при горении. Смог стал неотъемлемой частью Лондона в конце XIX века и получил название «pea-souper» (то есть похожий на гороховый суп — густой и жёлтый). В настоящее время в Лондоне такие сильные смоги отошли в прошлое - из-за активной политики по защите окружающей среды.

9 декабря 1989 года ушла с молотка самая дорогая в мире работа неизвестного художника. Полотно «Отплытие аргонавтов» работы неизвестного мастера итальянской школы, датируемое 1487 годом, было продано на аукционе «Сотби» за 4,2 миллиона фунтов стерлингов.

9 декабря 2005 года в Лондоне завершилась эксплуатация «Рутмастеров» - знаменитых двухэтажных красных автобусов. Этот тип транспортного средства (Даблдекер) был создан в 1954 году компанией AEC и эксплуатировался британской столице с 8 февраля 1956 года по 9 декабря 2005 года. За это время «Рутмастер» стал символом Лондона и, возможно, самым узнаваемым автобусом в мире.

«Рутмастеры» первой серии вводились в строй для замены троллейбусов. Этот процесс полностью завершился к маю 1962 года. Последний «Рутмастер» приступил к работе на лондонских улицах в 1968 году. Автобусы первой серии имели длину в 27 футов и шесть дюймов, более поздние «Рутмастеры» были длиннее — 30 футов.

Такой необычный автобус завоевал огромную популярность среди лондонцев и гостей британской столицы. Причиной этому была особенность конструкции автобуса — открытая платформа сзади, через которую осуществлялся вход и выход в автобус. Дверей автобус не имел, зато имел второй этаж. Открытая платформа позволяла быстро выходить и входить в автобус, при этом не только на остановках, но также и при стоянии на перекрёстке или в пробке. Некоторые даже считают, что эта возможность свободно выходить и заходить соответствовала английскому духу свободы. Основными причинами списания «Рутмастеров» были небезопасность открытой платформы, неудобство автобуса для пожилых, пассажиров с детскими колясками, инвалидов (вообще к 2017 году все средства общественного транспорта Великобритании должны быть доступны для данных категорий пассажиров), технический износ, а также цели экономии: современные автобусы не требуют кондукторов.

Между тем, за долгие годы вокруг «Рутмастеров» сформировалась целая культура. Например, первый ряд сидений на верхнем этаже считался «уголком влюблённых», а многие кондукторы, помимо исполнения своих основных обязанностей, зачастую развлекали пассажиров шутками, что создавало особую гостеприимную атмосферу.

Списание «Рутмастеров» началось в 1982 году, однако в 1992 году оставшиеся автобусы прошли ремонт, после которого их можно было использовать в течение ещё десяти лет. Отслужившие свой срок двухэтажные автобусы не сдаются на слом, а продаются всем желающим. Цена «Рутмастера» составляет около двух тысяч фунтов. Многие из этих автобусов вернулись на улицы Лондона - теперь они возят туристов.

Выпуск подготовил Макс К* - по материалам энциклопедий и иных открытых источников.