Поп-арт

Брюсов доводил любимых женщин до самоубийства?

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года и начал писать едва ли не с самого рождения - по крайней мере, первую комедию под названием «Лягушка» читал родным уже в четыре года, а в 11-летнем возрасте публиковался в детском журнале «Задушевное слово».

Журналистской деятельности Валерию перестало хватать в третьем классе гимназии, и он стал редактором собственного рукописного издания «Начало». Помимо стихов мальчик публиковал в «Начале» свою фантастическую повесть в духе Жюля Верна и рассказы «из индейского быта». И уже тогда Брюсов начинает использовать несколько псевдонимов, чтобы никто не мог упрекнуть его в излишнем эгоизме.

К 13 Брюсов принял окончательное решение связать жизнь с литературой, преимущественно с поэзией - и никогда этому решению не изменял. Более того, свой юношеский план Брюсов «выполнил и перевыполнил», автором он был очень плодовитым. К сорокалетнему юбилею мэтра издательство «Сирин» решило выпустить собрание сочинений Владимира Яковлевича, и материала набралось на 25 томов - поэзия, драмы, рассказы, романы, критические статьи и переводы. А ведь 40 лет для литератора - это еще, можно сказать, юность...

Первый блин...

Забавно, но первая серьезная, не детская публикация Брюсова - вовсе не стихи, а статья в защиту тотализатора в журнале «Русский спорт». Отец Валерия Яковлевича мог очень много рассказать сыну о скачках , ведь он просадил на тотализаторе все свое состояние.

Первый сборник стихов появился на свет в 1895 году и потряс критиков названием - «Chefs d'oeuvre», то есть «Шедевры». Ни один начинающий поэт не рискнул бы так оценить первые шаги в литературе, но Брюсов всегда был самоуверен. Он писал в дневнике: «Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния».

Второй сборник на удивление журналистов, долго издевавшихся над названием первого, носил не менее пафосное название - «Me eum esse», «Это я». Дальше книги последовали одна за другой - и уже через несколько лет литературной общественности пришлось признать за Брюсовым право называть свои стихи шедеврами.

В классики при жизни

Помимо того, что Валерий Брюсов был одним из самых знаменитых поэтов своего времени, законодателем литературных мод и главой крупнейшей поэтической школы - символизма, он успел прославиться и как редактор нескольких известных журналов, в том числе «Весов» и «Русской мысли».

Уже в 1910-х Брюсов становится живым классиком, многие считают его преемником Пушкина. При этом Цветаева и Ахматова дружно не любят Валерия Яковлевича. Цветаева называет его «мастером без слуха», а Ахматова - поэтом, который знал секреты ремесла, но не знал «тайны творчества». И тем не менее, во многих областях русской поэзии рубежа веков Брюсов был первым. Например, именно он автор первого моностиха (однострочного стихотворения) - «О закро́й свои бле́дные но́ги».

Тогда моностих вызвал ужас у критиков и веселье у читателей, и только несколько десятков лет спустя эта форма стала пользоваться популярностью у сатириков.

Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, поскольку активно участвовал в литературной жизни. Он имел репутацию «мага» поэзии и «жреца» культуры, непревзойденного «мэтра». Это вовсе не помешало ему устроить необычный литературный розыгрыш - написать два сборника стихов от лица городской куртизанки, дорогой, роскошной, образованной и циничной. Мистификацию разоблачили далеко не сразу.

Одними из самых веселых забав, заменяющих и концерты, и театр, были так называемые «суды», в которых Брюсов играл главную роль. Например, обвинял имажинистов или, наоборот, защищал русскую литературу в «Суде над русской литературой». Обвинителем на том суде, кстати, был не кто иной, как Сергей Есенин.

Революционная тема

После революции Валерий Яковлевич вступил в РКП (б), и начал активно работать в различных советских учреждениях. В числе прочего он организовал Высший литературно-художественный институт и до конца жизни являлся его ректором и профессоров, руководил поэтическими вечерами московских поэтов, преподавал в МГУ и редактировал отдел литературы, истории и искусства в первом издании Большой советской энциклопедии. К пятидесятилетию он получил от правительства грамоту, в которой отмечались его многочисленные заслуги «перед всей страной».

Брюсов внес большой вклад в развитие формы стиха, как переводчик открыл русскому читателю плеяду блестящих авторов, в том числе из Армении, за что получил звание «народного поэта Армении», помог издаться десяткам молодых поэтом. Брюсов также считается одним из лучших пушкинистов, блестящим литературным критиком и теоретиком перевода.

Любовь и смерть

Быть возлюбленной Валерия Яковлевича оказалось губительным не для одной женщины. В 1913 году его роман с поэтессой Надеждой Львовой заканчивается ее самоубийством. Брюсов тяжело переживал ее смерть и отправился на фронт военным корреспондентом.

Такой же трагедией обернулись и отношения с Ниной Петровской, отношения, семь лет бывшие предметом обсуждения всего московского бомонда. Нина была замужем за владельцем издательства, поэтому пробовала силы в литературе, но особых писательских талантов не проявила. Зато прекрасно вписалась в богемный круг с его культами черной магии, спиритизма и эротики.

Нина увлеклась Андреем Белым, а когда он бросил ее, сблизилась с Брюсовым, чтобы досадить прошлому любовнику, ведь имя Брюсова гремело по всей России. Валерий Яковлевич писал с Нины главную героиню своего «Огненного ангела», Ренату, чувственную, истеричную, склонную к мистике и экзальтации, оторванную от быта, от людей, жаждущую гибели.

Нина вошла в роль Ренаты целиком и полностью, даже заявляла, будто хочет умереть, чтобы Брюсов списал с нее смерть Ренаты, и тем самым стать «моделью для последней прекрасной главы».

Нина ревновала Валерия Яковлевича к его творчеству и деятельности, и стала ему в тягость. В попытке разжечь былую страсть, она стала изменять Брюсову, затем увлеклась наркотиками, морфием и чуть не умерла. Оправившись от болезни, решила навсегда уехать из России, жила в Европе, писала Брюсову страстные письма, по-прежнему воображала себя Ренатой.

Пыталась покончить с собой, выбросившись из окна, но лишь сломала ногу и осталась хромой. После этого вернулась к наркотикам, много пила, страдала тяжелым нервным расстройством. Последние годы Нина прожила в ужасной нищете, голодала и даже просила милостыню. А вскоре после смерти Брюсова предприняла еще одну попытку самоубийства - на этот раз успешную.