Поп-арт

Легендарная Ниагара пересохла более, чем на сутки

29 марта 1830 года произошло невиданное ни до, ни после чудо - "кончился", пересох знаменитый Ниагарский водопад. Примечательно, что случилось это именно весной - из-за гигантских ледяных заторов в верховьях реки. Вода кончилась более, чем на 30 часов и возобновилась только когда лед под весенним солнцем растаял!

29 марта 1891 года император России Александр III подписал рескрипт о строительстве Транссибирской железной дороги - самой длинной в мире. Изначально вопрос о строительстве железной дороги на сибирских окраинах России в 1857 году поставил генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский. Он поручил военному инженеру Д. Романову провести изыскания и составить проект сооружения железной дороги от Амура до залива Де-Кастри.

В 1850-1870 годах русские специалисты разработали ряд проектов, но все они не нашли поддержки у правительства, которое лишь в середине 80-х годов XIX в. приступило к решению вопроса о Сибирской железной дороге. Было много предложений и от иностранных предпринимателей, но правительство России, опасаясь усиления иностранного влияния в Сибири и на Дальнем Востоке, отклонило предложения зарубежных компаний и решило строить дорогу на средства казны.

Первый реальный импульс к началу сооружения грандиозной магистрали дал российский император Александр III. В 1886 году на отчете иркутского генерал-губернатора государь наложил резолюцию: "Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора". В этом же году, ознакомившись с мнением А. Н. Корфа о значении железной дороги для дальневосточных областей, Александр III приказал "представить соображения" по поводу подготовки к строительству дороги. В 1887 году под руководством инженеров Н. П. Меженинова, О. П. Вяземского и А. И. Урсати были организованы три экспедиции для изыскания трассы Среднесибирской, Забайкальской и Южно-Уссурийской железных дорог, которые к 90-м годам XIX века в основном завершили свою работу.

В начале 1891 года был создан Комитет по сооружению Сибирской железной дороги; вскоре он вынес важное постановление о том, что "Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов", и утвердил облегченные технические условия строительства магистрали. В феврале 1891 г. Комитет министров признал возможным начать работы по сооружению Великого Сибирского пути одновременно с двух сторон - от Челябинска и Владивостока.

На закладке Транссиба лично присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Смычка рельсов на всём протяжении Великого Сибирского Пути произошла 21 октября (3 ноября) 1901 года, когда строители Китайско-Восточной железной дороги, прокладывавшие рельсовую колею с запада и востока, встретились друг с другом.

Ныне общая длина магистрали составляет около 7 тысяч километров; Трансси́б надежно соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток нашей страны.