Поп-арт

Удивительные факты - 31 декабря

Узнав о том, что более слабые британские силы отогнали линкор и тяжёлый крейсер с кораблями сопровождения, Гитлер пришёл в ярость и принял решение расформировать надводный военно-морской флот и отправить корабли на металл, сконцентрировавшись на операциях подводных лодок. Верховный командующий ВМФ Германии адмирал Эрих Редер был смещён со своего поста, однако сменивший его Карл Дёниц, несмотря на свою приверженность доктрине подводной войны уговорил Гитлера сохранить пока надводный флот.

31 декабря 1968 года состоялся первый в мире полёт сверхзвукового пассажирского самолёта – советского Ту-144. Хотя Ту-144 менее известен, чем его французский брат-близнец и соперник «Конкорд», первый полёт отечественного самолета состоялся на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло (5 июня 1969 года) на высоте 11000 метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолёт преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16 300 м со скоростью 2150 км/ч. Самолёт сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полёта переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке.

Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, в то время как Конкорду, чья взлётно-посадочная скорость была на 15 % выше, для каждого аэропорта требовался отдельный сертификат на посадку. По словам специалистов, конструкция планера Ту-144 была идеальной, недоработки же касались двигателей и различных систем. Производство самолёта было развернуто на Воронежском заводе № 64.

Третьего июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время демонстрационного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Все 6 членов экипажа погибли. Точные причины аварии до сих пор неизвестны, но основными версиями считают слишком резкий маневр, который экипаж должен был совершить во избежание столкновения с неожиданно появившимся французским «Миражом» (задача лётчика была сфотографировать советский Ту-144 в полёте), нарушение системы управления, либо же нерассчитаность конструкций планера самолёта на маневр, который экипаж попытался совершить. Тем не менее, Ту-144 стал совершать регулярные рейсы. Первый рабочий рейс был совершён 26 декабря 1975 года на маршруте Москва—Алма-Ата, где самолёт перевёз почту и посылки, а с ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. Рейсы выполняли только два самолёта — № 77109 и № 77110. Лётчики Аэрофлота летали только в качестве вторых пилотов, командирами же экипажа всегда были лётчики-испытатели ОКБ Туполева. Билет в самолёт стоил 68 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 48 рублей. Всего было построено 16 машин. Оставшихся в летном состоянии в настоящее время не существует. Самолет Ту-144 был показан в фильме «Мимино» - по сценарию, он летал в Дели и Сан-Франциско.

Выпуск подготовил Макс К* - по материалам энциклопедий и иных открытых источников.