Афиша

Московские художники «про явили» Рембрандта

В июле исполнится 400 лет со дня рождения голландца Рембрандта Харменсоона ван Рейна, сына жившего у Рейна лейденского мельника (отсюда прозвище «ван Рейн»). Большим сюрпризом накануне юбилейного года Рембрандта было обнаружить, что он вполне своеобычно присутствует и в визуальной культуре повседневности. Более того, в культуре самой массовой.

Символично, что суперпопулярный фильм недавнего прошлого о секретной войне темных и светлых сил в узнаваемых декорациях сегодняшней Москвы назывался «Ночной дозор» - так же, как знаменитая картина Рембрандта, изображающая групповой портрет амстердамской милиции (!). Вторая часть, «Дневной дозор», запомнилась любопытным рекламным трюком, придуманным компанией ОРТ-дизайн. В начале зимы, когда большая часть суток во власти тьмы, на широких проспектах столицы появились белые щиты с надписью «Дневной дозор». Как только сгущались сумерки, за белым экраном проступали таинственные силуэты. Чьи-то руки будто давили на полотно изнутри, светил карманный фонарик. Находящиеся «по ту сторону» экрана явно что-то искали впотьмах, жаждали проявиться в посюсторонней реальности.

Эта тизинговая (дразнящая) реклама и подсказала двум креативным художникам - Алексею Политову и Марине Беловой, как «про явить» Рембрандта сквозь визуальные помехи нашего времени. Из пенокартона они сделали такие ажурные силуэты, которые на самом деле проявляют театр теней. Чтобы оживить картину художникам пришлось прибегнуть к сложным театральным механизмам. На три месяца они вместе с куратором проекта Сергеем Хачатуровым превратились в детей подземелья- в сыром подвале вырезали каждую картину. Однако работа была проделана не зря – на суд зрителей художники представили проект «Про явление», состоящий 7 оригинальных картин и 50 слайд-шоу.

«Эти картины нужно смотреть и собственно культура зрения здесь является самой главной. Ведь мы здесь затеяли игру со светом, когда нужно сосредоточенно всматриваться и видеть, и проявлять в своем сознании те образы, которые все время мерцают и ускользают от тебя. Через это сосредоточенное зрение начинают оживать эти старые картины, а наш путь шаг за шагом возвращается к истокам самого Рембрандта поэтому в конце пути мы сделали такой фильм из картин Рембрандта, где эти картины предстают перед нами в качестве такого виртуального музея», - рассказал в эксклюзивном интервью Yoki . ru Сергей Хачатуров.

Каждая из представленных картин проекта является этапной для творчества Ребрандта– начиная от раннего автопортрета, где он экспериментировал с возможностями физиогномики, как было принято у мастеров барокко, психологическими состояниями и заканчивая последней, которая для него принципиальная и исповедальная – «Возвращение блудного сына», которую он написал в год своей кончины в 1669 году.

Каждая картина Рембрандта будто инсценирует акт творения планетарной геологии. Всегда с самого начала – с отделения света от тьмы. И в необычном использовании валеров, и в пренебрежении чистотой тона в общей цветовой гамме картин Рембрандт оказывался авангарднее всех авангардистов будущего. «Мы попытались сделать этот театр теней обращаясь к искусству 20-ого века от футуризма до постмодерна. И мне кажется, в этой идеологии рождается то же самое напряжение, которое интересно сегодня», - поведал Сергей Хачатуров.

Однако художники в осуществлении своих замыслов обращаются не только к какому-то определенному периоду в искусстве. Они давно небезуспешно разрабатывают свою версию синтеза различных видов художественного творчества, от тотальной инсталляции до перформанса и театральной сценографии. Но и это не все. По словам самой художницы Марины Беловой, «открытие проекта не обошлось бы без помощи Московского дома фотографии и, конечно же, вдохновения».

Тем не менее, немаловажным остается и то, что новый проект – ответ-привет Питеру Гринуэю, снявшему в год Рембрандта свой вариант «Ночного дозора» и презентовавшему фильм перформансом в амстердамском Рийксмузеуме.

Автор: Анастасия Кудинова