Афиша

«Парфюмер»: рок-опера одного убийцы

Вчера вечером звёздам кино и эстрады вместе с журналистами и гостями посчастливилось первыми увидеть премьеру рок-оперы «Парфюмер» по одноименному произведению Патрика Зюскинда. Среди гостей были замечены Михаил Танич и Илья Резник, Борис Моисеев и Геннадий Ветров, Станислав Садальский, Александр Кутиков и многие-многие другие известные личности. Сам мюзикл был написан композитором и певцом Игорем Демариным, на либретто известного поэта и драматурга Юрия Рыбчинского.

Это уже не первая постановка «Парфюмера» в московском театре, уже больше года на сцене «Театра у Никитских ворот» можно посмотреть мюзикл «Вива парфюм» режиссера Марка Розовского. Главное отличие рок-оперы «Парфюмер» от «Вива парфюм» в её «концертном исполнении» без излишних декораций и действий на сцене. Это, прежде всего, рок-концерт и лишь потом театр. В этот вечер нам был представлен самый звёздный состав исполнителей спектакля. Среди них: Игорь Демарин (Гренуй), Валерий Ярёменко (Бальдини), Наталья Фатеева (Лаура), Владислав Пьявко (Антуан Риши – отец Лауры), и Виктория Морозова в роли безымянной жертвы. Дирижировал оркестром Сергей Жилин.

По замыслу авторов, мюзикл начинается с суда над убийцей парфюмером Гренуем. Благодаря этой гибкости в сюжетной линии у Гренуя появилась уникальная возможность рассказать нам историю своей жизни через призму собственного «Я».

По музыке «Парфюмер» Игоря Демарина колеблется от классических оперных партий в исполнении Владислава Пьявко и Натальи Фатеевой, до рока и даже настоящего хэви-метал. С сольными гитарными партиями выступает один из лучших гитаристов России Дмитрий Четвергов. Для него это уже не первая подобная работа, оценить его кураж и мастерство можно было в рок-опере «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова.

Красивый свет и громкую музыку в этот вечер дополняла великолепная игра актёров. Так, благодаря яркой мимике, образ Бальдини в исполнении Валерия Яременко получился самым запоминающимся. Своей игрой заслуженный артист России затмил даже самого Гренуя.

Представленный на суд публики образ Гренуя довольно спорный. Главный герой Демарина, в отличие от парфюмера Зюскинда, полностью лишён какого-либо флёра таинственности. С первых минут нам становятся известны мотивы поступков этого человека. Ущербный и не обаятельный злодей весь мюзикл испытывает потребность в любви. Даже убийства девушек происходят из-за инфантильно-эгоистического желания приобрести запах чистой любви. По роману отсутствие запаха у главного героя своего рода метафора, делающая Гренуя бесцветным, непонятным и безличным. Вы подсознательно не воспринимаете его плохим или хорошим. Герой не вызывает у вас жалости, ненависти и иных чувств.

В спектакле же парфюмер выступает в роли тирана с манией величия. «Пусть от рожденья не пахну я, зато не воняю как вы», «Я парфюмер, я сам себе и Бог, и Люцифер», «Я - гений, а вы – нет». Это совершенно другой образ, радикально отличающийся от книжного прототипа. Но на то и по мотивам романа...

В конце рок-оперы под звуки главного хита «Я парфюмер, я сам себе и Бог, и Люцифер», героя Демарина, как и в книге, разрывают на куски от всеобщей любви.

Алексей Витвицкий