Афиша

Картины отца всех троллей привезут в Москву

В Москве 12 ноября откроется выставка, приуроченная к 150-летию норвежского художника Теодора Северина Киттельсена.

Выставка «Теодор Киттельсен. Путешествие в страну троллей», пройдет в здании Российской государственной детской библиотеки. Посетив ее, москвичи смогут познакомиться с другой Норвегией, полной мистики и таинственных существ. Отличительная черта Киттельсена заключается в способности видеть необычное в повседневном. Художнику удалось совместить завораживающие норвежские пейзажи со сказочными обитателями этой страны. Киттельсен мог увидеть в величественной горе, поросшей деревьями, огромного тролля, возвышающегося посреди лунной ночи. Грань между пейзажем и сказочным существом в его картинах очень призрачная, заставляющая сощурившись всматриваться в очередную картину, чтобы вдруг, во все глаза уставиться на очередного представителя норвежского фольклора. Природа в картинах Киттельсена будто бы открывается зрителю с двух сторон. Она показывает свою внешнюю оболочку, попутно открывая свою подноготную. Киттельсен будто бы пишет саму душу Норвегии.

Теодор Северин Киттельсен родился 27 апреля 1857 года на юге Норвегии в городке Крагерё. Будущий певец Норвегии обнаружил в себе тягу к рисованию в очень раннем возрасте. Но, так как он жил в многодетной семье, ему рано пришлось начать самостоятельно зарабатывать. Но вскоре на юного Теодора свалилось нежданное счастье. Меценат Дидрих Мария Ол слыл большим любителем искусства, и, увидев картины начинающего художника, решил оказать ему материальную поддержку, чтобы тот смог получить достойное художественное образование и развить свой талант. Киттельсен учился сперва в художественной школе в столице Кристании, а позднее в мюнхенской Академии художеств. Но прежде чем стать художником, норвежскому самородку пришлось пройти долгий путь иллюстратора норвежских народных сказок, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Первым его большим заказом стал трехтомник норвежских сказок, для которого Киттельсен рисовал графику. Те работы были еще очень далеки от того Киттельсена, что мир знает сейчас. Художник невольно копировал Эрика Вереншёлля, вместе с которым и оформлял вышеупомянутый трехтомник. Но уже тогда в его творчестве начали прослеживаться знакомые зрителю мотивы.

Однако, дела у молодого Киттельсена шли не очень хорошо. Денег с продажи картин едва хватало на жизнь, и позднее он вернулся в Норвегию навсегда. Там он, первые пару лет жил на Лофонтенах, где, наконец, начал пробиваться на поверхность внутренний мир художника. Восхищенный природой и атмосферой этих мест, Киттельсен начал писать собственные книги, повествующие о фантастических обитателях Норвегии. Ко всем он собственноручно рисовал иллюстрации. В частности, его перу принадлежит книга «Колдовство», своеобразный мини- путеводитель по норвежскому фольклору и его персонажам. Публикуя книги собственного сочинения, Киттельсен продолжал иллюстрировать книги других авторов. В частности, Юхана Хермана Васселя, норвежского поэта-сатирика и баснописца.

В 1889 году Киттельсен встретил девушку по имени Инга Кристине Дал, впоследствии ставшую его женой, с которой он прожил всю оставшуюся жизнь и произвел на свет девятерых отпрысков. В связи с таким «перенаселением» в семье, художник испытывал финансовые трудности до конца своих дней. Хотя Киттельсен получил признание и стал очень популярен у себя на родине, особых материальных благ ему это не приносило. Но свое творчество и детей он от этого меньше любить не стал. Со своим многочисленным семейством художник поселился в усадьбе Лаувлиа, которая стараниями его жены и его самого со временем стала походить на магический замок. Сейчас в Лаувлиа открыт музей, посвященный Теодору Киттельсену. Как говорят местные жители и посетители усадьбы. В ней до сих пор жив дух творчества и волшебства. Неудивительно, ведь в этом месте семья Киттельсена прожила самые счастливые годы жизни.

Позднее художник выпустил самую свою страшную, шокирующую и личную книгу, сопровождаемую такими же рисунками. Книга «Черная смерть» представляла собой иллюстрированную 45 рисунками поэму, состоящую из 15 стихов. В ней автор писал о самой черной и страшной странице в норвежской истории- эпидемии чумы, что бушевала в Средние века. Киттельсену с пугающей достоверностью удалось воссоздать образ старухи-чумы. Именно так ее представляли себе норвежцы. Сварливой и своенравной уродливой старухой, которая металась по стране и сметала все живое на своем пути.

Но не все персонажи, нарисованные Киттельсеном были настолько страшны. Он также рисовал очеловечившихся зверей и насекомых, во вполне привычных человеческих ситуациях. Во время бурных застолий, на рынках или сватающихся друг к другу.

В 1908 году норвежский художник получил рыцарский орден Святого Олава, который является высшей государственной наградой в Норвегии.

Самой значимой из последних книг Киттельсона была автобиография «Люди и тролли, воспоминания и грезы». В ней художник подробно рассказал историю своей жизни, начиная с глубокого детства, заканчивая годами зрелости. Эта автобиография ценна еще и тем. Что включает в себя массу рисунков норвежца, от тех, что были нарисованы в детстве, до совсем зрелых работ.

Но в первую очередь Теодор Киттельсен стал человеком, который подарил миру троллей. То есть тролли, такие, какими мы их себе представляем и какими их рисуют в книгах и фильмах, впервые были придуманы именно норвежским художником. Он дал миру сам образ этих существ. Причем с очень подозрительной точностью. Киттельсен однажды будто бы пролили правду на такую осведомленность о внешности этих жителей Норвегии. Как-то раз он, в разговоре об одном художнике, рисующем этих существ, сказал: «И он рисует троллей? Который ни разу не видел ни одного тролля?»

И теперь большие полотна ( а именно на них специализировался Киттельсен) норвежского отца троллей можно будет посмотреть и в Москве. Увидев их, посетители выставки смогут окунуться в саму Норвегию, узнав ее изнутри, поскольку она почти вся заключена в работах Киттельсена.

Григорий Туманов