Кино

Почему стоит посмотреть "Рассказ служанки"

Сериал мгновенно стал популярным, взял несколько премий "Эмми" и был высоко оценен критиками. Чем же зацепила зрителя история тоталитарного государства Галаад, которое поработило собственных женщин?

Первоисточником для сериала послужил одноимённый роман-антиутопия Маргарет Этвуд, опубликованный в 1985 году. Фантазия Этвуд о государственном перевороте в США, приведшем к жёсткому разделению общества на касты, рассказывается от лица одной из жертв нового режима — Фредовой из касты фертильных женщин, в новом обществе обязанных рожать детей бездетным офицерам, чьи жёны бесплодны. В массовом бесплодии признаны виновными именно женщины. Они больше не могут иметь собственность, не имеют права свободно передвигаться, выбирать место работы и даже читать и писать. Государство находится в состоянии непрерывной войны. Повествование от первого лица, сохранённое по большей части и в сериале, усиливает атмосферу тотальной несвободы, безысходности и одиночества в антиутопическом мире, где все следят за всеми.

Экранизация феминистской антиутопии оказалась как никогда актуальна и попала в популярный тренд Голливуда, где сейчас только и говорят, что о феминизме. "Рассказ служанки" поднимает вопросы о месте женщины в обществе и мире, вновь касается старинных споров между полами — и обнаруживает, как мало порой видят в женщине мужчины. В сериальном мире, где общество низвергло женщину до функции — деторождения ли, хранения очага, уборки дома, — на первый план выходят именно женские персонажи, зачастую оказывающиеся гораздо сильнее и интереснее персонажей мужских. Обилие уникальных и продуманных персонажей и сюжетных линий в сериале позволяет каждому найти в истории что-то своё и делает её глубокой и разносторонней.

Интересно, что сериал, поначалу планировавшийся, как достаточно точная экранизация книги, оказался столь популярен, что его продлили на второй сезон, т. е. вывели за пределы собственно романа. Возможно, от этого второй сезон, будучи уже скорее фантазией сценаристов, чем произведением Этвуд, несколько подрастерял ту гнетущую атмосферу, что отличала первый сезон. Однако это позволило значительно расширить мир сериала, выйдя за пределы ограниченного мирка затворницы-служанки, и заглянуть и в отдалённые колонии, полные токсичных отходов, и даже в соседнюю благополучную Канаду, сохранившую ценности и свободы западной цивилизации.

Актёрский состав, где нет голливудских звёзд первой величины, радует обилием талантливых и харизматичных фигур. Главную роль исполняет Элизабет Мосс, которой частенько приходится играть одними глазами, и много сцен держится на её творческом потенциале. Она действительно заставляет сопереживать её героине. Но в "Рассказе служанки" можно открыть для себя и другие таланты: Джозеф Файнс, Ивонн Страховски, Алексис Бледел и прочие — в сериале нет слабых актёров.

Привлекает внимание и несколько эклектическая визуальная стилистика. Вполне современная техника, автомобили, оружие соседствуют в Галааде с одеждой, напоминающей викторианскую эпоху, чётко разделённой на цвета, каждой касте — свой. Игры с цветом и светом играют чуть ли не ключевую роль в создании атмосферы сериала, порой напоминая картины Вермеера. Это сочетается с вполне современным и привычным видеорядом, сопровождающим эпизоды о Канаде.

Трудно спорить с тем, что "Рассказ служанки" стал одним из сильнейших сериалов последних лет. Необычная и животрепещущая история была продлена на третий сезон. Сериал взял высокую планку, и остаётся надеяться, что новый сезон не разочарует.