Кино

Времена года – картина про любовь, понимание и смену погоды

Совсем неожиданно и будто неоткуда появился турецкий режиссер Нури Бильге Джейлана. Появился с фильмом «Времена года», который тут же стал фаворитом мировых кинофестивалей и завоевал симпатию и признание зрителей.

«Времена года» - это такая простая мелодрама, конечно, про любовь. Иса и Бахар строили любовь. Он преподает в университете, она снимает сериалы. Он старше, она моложе. Любовь была, а потом не склеилось не сложилось и они разошлись. А потом вдруг стали меняться времена года. Разошлись летом, пострадали осенью, зимой снова встретились, а весну зрители придумают сами. А конца будто и не было, «Времена года» из таких картин, оконцовку коих додумывать нужно самостоятельно.

Любая женщина посмотрев картину, подумает: «Ах, бедная Бахар. А Иса то каков подлец, каков подлец». Любой мужчина: «Несчастный Иса, а бабы то они все такие. Все стервы, сплошь одни стервы». Картина играет на восприятии. В главных ролях сам режиссер и его супруга. Джейлан повествует медленно, растягивает моменты, показывает подробности, упускает факты – все это, удивительно плавно.

Сцена которая вызывает наибольший поток эмоций зрителя – любовный фарс между Исой и его любовницей Серап. Иса приходит к Серап, жаждет любви. Дама вроде против, но как бы и не слишком. Между ними завязывается то ли эта самая любовь, то ли борьба. Дамы в зале негодуют, мужчины посмеиваются. А все вместе – забывают про поп-корн. « Я не думал, что она будет смешной, а хотел передать ощущение, что между людьми всегда будет идти борьба. В нас сосуществуют всевозможные чувства, и граница между крайностями порой очень хрупка. Я часто чувствую это в реальной жизни. Например, вы не собираетесь заниматься сексом, но оказываетесь в ситуации, которую совершенно не предвидели. Точно так же в каждом человеке заключена жестокость: я считаю, что в определенной ситуации каждый мог бы убить. Поэтому в своих фильмах я пытаюсь уравновесить эти эмоции, а не заявлять, что этот человек устроен вот так и должен вести себя определенным образом. Мне не нравится такой образ мышления» - говорит о сцене сам режиссер.

Нельзя с уверенностью говорить что Джейлан снял шедевр, который потрясет мир. Однако картина нравится, канскому жюри, самому режиссеру, зрителям и кинокритикам. А то, что нравится такому количеству людей – посмотреть, конечно, стоит.

Сказать на кого ориентирован этот фильм – практически невозможно. Творение Джейлана определенно мелодрама, но не та в классическом понимании, что ориентирована на домохозяек. А какая то другая. Во временах года нет слезливых сцен, постельных сцен, боли, муки, да никаких вообщем то ярко эмоциональных эпизодов. Картину можно скорее охарактеризовать как повествование. Есть Иса, есть Бахар, есть любовь, есть расстрование, а конец придумают зрители.

Саша Мерцалова