Кино

За кадром: как снимали "Черную молнию"

У среднего российского кинозрителя (по статистике это молодой человек 19 лет) фамилия Бекмамбетов вызывает такой же священный трепет, какой у его родителей вызывала фамилия Соловьев. И ему нет никакого дела до того, что в графе «режиссеры» в афише «Молнии» стоят две совершенно другие фамилии - Войтинский и Киселев.

Между тем, не Бекмамбетовым единым объясняется успех картины. «Черная Молния» уже стала вехой в истории нового российского кинематорграфа, и в этом заслуга всей съемочной группы, которая объединила целый полк суперпрофессионалов. Но для исполнения грандиозного замысла даже суперпрофессионалам пришлось прыгнуть выше головы.

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ: ЗА КАДРОМ. КАК СНИМАЛИ "ЧЕРНУЮ МОЛНИЮ"?

Идея

Мысль снять фильм о черной «Волге» действительно пришла в голову именно Тимуру Бекмамбетову. По его задумке, это должен был быть триллер про стритрейсеров. Но, будучи чрезвычайно занят в Голливуде, автор знаменитых «Дозоров» сам снимать не мог и предложил идею старому другу Александру Войтинскому. Тот, после долгих размышлений, заявил, что возьмется за проект, но на двух условиях. Во-первых, никаких стритрейсеров. Во-вторых, «Волга» должна летать.

«Тимур, конечно, сначала опешил. Но потом мы набросали синопсис и решили рискнуть», - вспоминает Войтинский. Год ушел на написание сценария, появилось название «Черная молния», и только потом компания Бекмамбетова «Базелевс» вышла на голливудского гиганта Universal с предложением о совместной работе.

«Волга»

Не сразу появился в сценарии и «ГАЗ-21». «Вначале это была современная 31-я модель. Потом машина превратилась в некий абстрактный автомобиль, у которого вообще не было названия. И только тогда, когда сценарий сформировался, стало понятно, что это должна быть звезда советского автопрома 70-х годов», - рассказывает второй режиссер Дмитрий Киселев.

Однако найти 21-ю «Волгу» в хорошем состоянии оказалось невозможно. Пришлось собирать с миру по нитке. Автомобили скупали по всему Подмосковью. По словам создателей фильма, старики плакали, расставаясь со своими раритетами, но понимали, что они нужны для дела.

В результате, из десяти «Волг» собрали одну с оригинальным салоном 67-го года для съемок изнутри, одну - приличной наружности - для съемок полетов и несколько каскадерских автомобилей. Одна такая была специально оборудована двигателем от BMW, тормозами от Porsche и разгонялась до сотни за шесть секунд.

Кроме того, для создания «злодейского» авто пришлось купить три «Мерседеса» С-класса, два из которых были разобраны по запчастям.

Полеты во сне и наяву

«Мы хотели показать зрителю то, чего он никогда не видел - полеты над современной Москвой», - рассказывает Киселев. Однако заставить машину летать было непросто.

Для того, чтобы летающая машина выглядела достоверно, к работе над фильмом привлекли ученых из Центра аэрогидравлических исследований города Жуковского. Те подошли к вопросу со всей научной серьезностью и подробно объяснили авторам «Черной молнии», что и как нужно делать. При этом выяснилось, что 21-я «Волга» по аэродинамическим характеристикам - лучшая машина для полетов.

Конечно, в реальности «Волга» не взлетела. Все полеты были созданы на компьютере. Но, даже заручившись поддержкой авиаинженеров, нарисовать летающую «Волгу» оказалось едва ли не самой сложной задачей, которая встала перед создателями фильма.

«Если ты видишь летающую машину в небе, ты подсознательно ожидаешь от нее поведения машины, которую заносит на поворотах, которая определенным образом тормозит, разгоняется и немножко поднимает капот. Нужно было убедить людей, что она настоящая», - объясняет супервайзер визуальных эффектов Дмитрий Токояков.

Была разработана специальная система управления машиной. «Фактически, мы создали компьютерную игру, - продолжает специалист. - Аниматор мог разгонять машину, часами отрабатывая определенные повороты. А потом дорабатывать детали с помощью своего опыта классической анимации».

Для съемок самого зрелищного полета - над Тверской - было изобретено еще одно техническое приспособление. На улице установили два огромных крана, между которыми натянули кевларовый трос длиной 300 метров. По этому тросу ездила радиоуправляемая камера, имитировавшая полет.

Воздушные сцены изнутри машины снимали на специальном аппарате «гимбл». Автомобиль ставился на конструкцию с мощнейшими гидравлическими насосами и компрессорами, и та трясла его, воссоздавая всевозможные крены и наклоны.

Стрельба машинами

Впрочем, немного полетать настоящим автомобилям все-таки пришлось. Во время съемок сцены, где «Волга» вылетает из окна небоскреба в обрыв, все было по-настоящему.

Сцена снималась в Москва-Сити. Строительство в это время было заморожено, и киношникам разрешили запустить автомобиль с третьего этажа одной из башен.

«Ни трамплин, ни прыжок здесь бы не помогли, - рассказывает постановщик трюков Виктор Иванов. - Поэтому была изготовлена пневматическая пушка весом в три тонны». Это было огромное пневматическое ружье, стреляющее «Волгами» весом 700 килограммов на расстояние 20 метров со скоростью 90 километров в час.

При этом требовалось, чтобы машина не только пошла в нужном направлении, но и приземлилась в заданной точке. «Мы провели там два дня до съемок, закрепили все, что могли. Накачали 200 автомосфер давления в пушке, я перекрестился и дал команду. Получилось потрясающе. Никакой графикой такого не добьешься», - с гордостью заключает Иванов.

Правда, нужного результата удалось добиться не сразу. Прежде чем «Волга» полетела куда надо и как надо, несколько машин пали смертью храбрых.

Компьютерное чудо

В среднем кинопроекте компьютерных кадров бывает порядка 300-400. В «Черной молнии» таких получилось около 700. При этом почти 10 процентов из них были нарисованы с нуля, то есть вообще не снимались, а были целиком компьютерными.

Это полет главного героя и главного злодея в космос, плавание «Волги» в Москве-реке и изображение бура, которым плохиш Купцов собирался продырявить геологическое основание Москвы, отправив ее в тартарары.

С последним и вовсе вышел курьез. Сначала роль бура в земной коре должно было играть сверло, опушенное в корыто с песком. Однако во время просмотра материала, отснятого на макрооптику, авторы фильма увидели именно корыто и сверло, только гигантских размеров. Пришлось, как и в случае с летающей «Волгой», доверять дело компьютерщикам.

Наполеоновские планы

Тимур Бекмамбетов в съемках почти не участвовал. Он лишь помогал при крайней необходимости, например, при работе над сценой в аэродинамической трубе режимного объекта ЦАГИ. Все остальное - от подбора актеров до поспродакшна - заслуга режиссеров Войтинского и Киселева.

Тем не менее, имя Бекмамбетова и смелый замысел вызвали шумиху вокруг фильма еще до его выхода. Поэтому в декабре, предваряя премьерный показ фильма, Александр Войтинский уже заявлял, что у картины обязательно будет продолжение. Кассовые сборы не оставляют в этом сомнений: «Черная молния» в два раза перекрыла свой восьмимиллионный бюджет. Так что, учитывая чемпионские темпы работы съемочной группы, уже сейчас можно утверждать: на следующий Новый год россиянам будет что посмотреть.

Между тем, у самого Бекмамбетова планы еще грандиознее. Российский зритель уже у него в кармане. И теперь наполеон российского кинематографа всерьез готовится к покорению мира. С помощью этого самого кинематографа. Вместе с Universal он уже запустил «Черную молнию» в международный прокат и намерен продолжать в том же духе, заполняя западный рынок российской кинопродукцией. «Я считаю, что «Особо опасен» был первым шагом к реализации этой цели. И «Черная молния» станет вторым шагом!» - уверен Бекмамбетов.