Кино

Знакомьтесь: Жан Кокто

Жан Кокто - один из наиболее ярких французских поэтов и писателей двадцатого века. Начав с классической поэзии, он обратился позднее к экспериментальной сюрреалистической манере, много работал для театра, написав несколько ставших популярными во всем мире пьес. Все его работы неизменно отличали изысканный стиль и изящная легкость.

1. Жан Кокто родился 5 июля 1889 года. Его отец был адвокатом и увлекался живописью. Он покончил с собой, когда Жану было девять лет. На всю жизнь это осталось для Жана чудовищным потрясением.

После смерти отца егоа воспитывал дед. Он любил музыку, проводил концерты дома и коллекционировал живопись и скульптуру. Благодаря ему Жан приобрел любовь к утонченному искусству. Будучи состоятельным человеком, дедушка смог отправить внука в одну из лучших парижских школ.

2. В 1906 году появились на свет первые поэтические произведения Кокто - «Танец Софокла», «Лампа Алладина» и «Легкомысленный принц».

Именно поэзию он считал главной для себя, никогда не прекращая писать стихотворения. В разные периоды обращался к различным течениям и методам письма. Так, сборник «Опера» написан под влиянием сюрреализма, а на собранные в томе «Стихи» произведения явно повлиял дадаизм. За год до кончины Кокто написал поэму «Реквием», в которой объединил все повлиявшие на него направления и течения.

3. Жан Кокто был в восторге от кинематографа и не мог не заинтересоваться им как художник. Первый фильм Жана, «Кровь поэта», вышел в 1930 году. Продюсером его выступил виконт де Ноай, ранее участвовавший в съемках фильма Луиса Бунюэля «Золотой век». Виконт предлагал Кокто сделать анимационный фильм, но сам поэт предпочел снимать живых актеров.

Этот фильм стал первым из трилогии об Орфее. Миф об этом певце и поэте занимал воображение Кокто наравне со многими другими сюжетами из античной мифологии. Главную роль в этой ленте, действие которой происходит в двадцатом веке, исполнил молодой Жан Маре. История поэта, погрязшего в творческих муках, через зеркало проникающего в мир мертвых, чтобы спасти возлюбленную Эвридику, стала оригинальным прочтением древней истории и утвердила Кокто как одного из самых оригинальных режиссеров. Деньги на заключительный фильм трилогии, «Завещание Орфея», дал другой знаменитый французский режиссер - Франсуа Трюффо.

4. Театр был вторым увлечением поэта. Вместе с Пикассо и Сати Кокто сделал в 1917 году экспериментальный балет «Парад», на афише которого впервые было замечено слово «сюрреализм». Балет включал в себя акробатические элементы и был принят с недоумением публикой, смущенной столь авангардным представлением.

5. Кокто очень любил кошек и считал, что они могут видеть совершенно необыкновенные вещи, незаметные людям, а обыденное видят так, что оно становится чудесным. В последние годы жизни поэта у него жила сиамская кошка Карун. Кокто организовал «Клуб друзей кошек», нарисовал его эмблему и сделал значки.