Креатиff

Почему стоит прочитать "Превращение" Ф.Кафки

Немецкий писатель Франц Кафка является одной из значимых фигур в литературном мире двадцатого столетия. Большое количество его произведений было опубликовано после смерти автора. Знакомство с Кафкой всегда начинается с удивительных эмоций: он заставляет читателя испытывать тревогу, переживать и бояться, но при этом увлекает за собой в созданный мир, который позволяет увидеть смесь реализма и фантастики. Автор чувствует тонкую грань и не переходит границу, стараясь склониться к одной из сторон. Он не боится затрагивать жизненно важные темы, показывая их через призму отношений и чувств, человеческих мучений или боли, не позволяющей поверить в абсурд сложившейся ситуации.

Но главной и важной теорией остается то, что жизнь писателя прямо или косвенно повлияла на его творчество, стала толчком к подобным мотивам в рассказах и романах, которые читали и читают до сих пор. Франц практиковал аскетизм, был неуверен в себе и слишком чувствителен к восприятию окружающего мира. Помимо этого в течении всей жизни его сопровождали болезни, а разрыв с семьей стал ключевым событием, которое нашло отклик в рассказе "Превращение", созданном в 1912 году.

При жизни писателя полной публикации не случилось, а "Превращение" увидело свет в 1915 году. Произведение стало еще одним рассказом, написанном в привычном для Кафки стиле — оно не оказало сильного влияния на его творческий путь, не помогло обрести славу или почет, но позволило читателям еще раз убедиться — писатель действительно дает проникнуться рассказом, почувствовать холод или отвращение к атмосфере, при этом понять замысел и идею, которую он хотел донести и раскрыть.

Структура "Превращения" довольна интересна — рассказ состоит из трех глав. Число три слишком часто встречается по ходу повествования и наталкивает на различные мысли. В комнате главного героя было три двери, у него три родственника, ему приходят три письма. Можно трактовать значение символов по-разному, но в данном произведении число три играет скорее художественную или эстетическую роль, чем претендует на звание абстрактного символичного значения. Четко выстроенная структура позволяет следить за динамичным развитием событий и не отвлекаться на частые описания окружающей обстановки.

В основе рассказа лежит история Грегора Замзы, молодого мужчины, работающего коммивояжером и старающегося содержать семью, состоящую из пожилых матери и отца, а так же семнадцатилетней сестры. С ним случается страшное превращение, однажды утром он просыпается и понимает, что стал жуком — коричневым и мерзким насекомым, которое не может нормально передвигаться. Автор использует хороший прием, не показывает жизнь главного героя до превращения, читатели узнают Грегора по ходу повествования и не могут не прочувствовать, что с внешними изменениями не наступило изменений внутренних. Молодой человек остается таких же взглядов и смотрит на жизнь под правильной призмой, хоть родные этого и не понимают. Рассказ выглядит как отрывок из жизни, но на самом деле выступает не просто её частью, а основой, влияющей на дальнейшие события. Близкие люди не могут смириться с тем, что происходит с Грегором. Они стараются заботиться о нем, но жизнь слишком сложная и не простая вещь, чтобы в ней было место склизким жукам. Произведение наполнено переживаниями и чувствами, оно буквально призывает быть милосерднее и стараться думать не только о деньгах. Но концовка не позволяет верить в чудо, она призывает поверить в суровую реальность.

Ощущение легкости в чтении и не перегруженности текста возникает благодаря правильному использованию средств художественной выразительности. Частые описания душевного состояния или внешности главного героя позволяют будто увидеть картинку перед глазами, на время стать частью великого и значимого произведения двадцатого века. Но местами внешность Грегора вызывает отвращение, Кафка старается показать её как можно точнее. Он не боится сделать жука слишком уродливым или неприятным. Понимающий читатель, ценитель фантастики и абстракции должен понять, что подобные приемы только придают рассказу чарующую прелесть. С помощью них человек, держащий в руках книгу, может спокойно оказаться на месте главного героя, почувствовать то, что было предназначено для Грегора.

Важным звеном в любом произведении являются его герои. Они могут иметь отличительные особенности, выделяться из толпы или стараться быть отражением эпохи. Герои произведений Франца Кафки — это личности, имеющие чувства и способные сопереживать, страдающие и испытывающие муки совести. Автор не любит делить их на хороших или плохих, он лишь показывает с помощью поступков или слов, почему важно меняться и учиться на протяжении всей жизни. Персонажи "Превращения" не являются исключением. Они не боятся быть собой — отец предстает перед читателем деспотичным и злобным, бросается в родного сына яблоками и наносит удар, повлиявший на исход событий. Мать Грегора слишком чувствительна и боится даже взглянуть на сына, не принимает его превращения, страшится будущего. Поведение сестры же поначалу вызывает доверие и положительные эмоции, но она единственный член семьи, который меняется по ходу рассказа. Её роковое решение не оставляет сомнений — девушка ничем не отличается от родителей и не хочет брать на себя обузу в виде заботы о брате-уродце.

"Превращение" позволяет в очередной раз убедиться, что на свете живут разные люди — они могут бояться, забывать о важном или творить ужасное. И даже при идеальном на первый взгляд окружении возможно встретиться с случаем, когда близкие перестанут ценить, когда утратят ценности и будут думать о собственном благе. Рассказ может призывать к действию или показывать суровую реальность, но его нужно прочитать хотя бы для того, чтобы быть уверенным — любой может проснуться с обликом жука. Им могут стать проблемы со здоровьем, невозможность справляться с привычными заданиями или потеря важных капиталов. Люди увидят жука в том, кто перестал приносить выгоду, стал никчемным или бедным. Они не боятся быть злобными и кощунственными. Но кто сказал, что однажды, посмотрев в зеркало, они не застанут в отражении мерзкое тело коричневого насекомого?

Фото: designintake.blogspot.com

Читайте также:

Франц Кафка мечтал стать террористом

Найдена порнографическая коллекция Франца Кафки

Как неудачник Франц Кафка стал символом эпохи