Hi-Tech

Миссия на Марс за один клик

Астронавты, что отправятся на Марс в феврале 2031 года, согласно планам НАСА будут все 800 дней экспедиции играть в компьютерные игры, чтобы не сойти с ума от одиночества в столь длительном полете.

Первый в мире пилотируемый полет к красной планете, на которую исследователей доставит ракета «Арес», займет 180 дней. После высадки, астронавты проведут на Марсе 500 суток. Двенадцатимесячный полет будет проходить в так называемом «замкнутом контуре», способном перерабатывать любые отходы жизнедеятельности человека.

Питаться астронавты будут продуктами из оранжереи, расположенной на «Аресе». Вместе с овощами и фруктами на Марс с астронавтами полетят один передвижной аппарат и жилой комплекс.

Уже сейчас ученые НАСА сталкиваются с трудностями грядущего полета. Во-первых, решается вопрос о приземлении на Марс. Из-за крайне тонкой марсианской атмосферы могут возникнуть трудности с торможением. Плюс, техники НАСА пытаются как-то обезопасить астронавтов от космической радиации, под воздействием которой они проведут целых 16 месяцев (полет и пребывание на Марсе). В НАСА озабочены не только физическим, но и психологическим здоровьем будущих исследователей красной планеты.

На расстоянии в 400 миллионов километров от Земли родная планета будет казаться астронавтам не более, чем голубоватой точкой, а ощущение оторванности и всеобъемлющего одиночества может серьезно сказаться на их психике. В связи с этим НАСА планирует погрузить их в виртуальный мир, в котором они смогут связываться с родными и близкими, что остались на третьей планете от Солнца.

Подразумевается, что астронавты будут выходить в виртуальную реальность в виде своих трехмерных копий. В качестве плацдарма будут использованы такие игровые вселенные, как World of Warcraft и Second Life . «Мы хотим помочь нашим космическим исследователям «позвонить домой» таким образом, который позволит им встретиться за ужином со своей семьей, помочь детям приготовить домашнее задание и узнать последние новости с Земли» - говорит Дженни Холм, сотрудник НАСА, ответственный за данный проект. Напомним, что первая игра полностью выполнена в стиле фентези и наполнена разного рода орками, гоблинами, эльфами и прочей нечистью. Пока непонятно, как в таком экзотическом окружении ученые планируют устраивать свидания астронавтов с родней.

Между тем, вселенная Second Life используется НАСА уже с мая 2007 года. В ней был создан целый остров, имитирующий поверхности Луны и Марса, где астронавты могли готовиться к предстоящей миссии. «Виртуальные миры играют ключевую роль в возвращении на Луну и изучении Марса» - говорит Джесси Коуэн-Шарп, помогавший НАСА в создании своего острова в Second Life. Этот же остров станет плацдармом для встреч космических исследователей со своими семьями в 2031 году.

Правда, пока не совсем ясно, как техники НАСА планируют обеспечить бесперебойную связь с интернетом в космосе. Дело в том, что Марс и Землю разделяют 20 световых минут, при условии, что они находятся по разные стороны от Солнца. Даже когда расстояние сокращается, все равно остается около четырех световых минут. Соответственно, сигнал будет идти туда и обратно с задержкой в восемь минут. Тут уже в чате нормально не пообщаешься, какие там онлайн-игры? Однако, Дэниэл Лолин, проект-менеджер НАСА, настроен вполне оптимистично. Он считает, что НАСА под силу справиться с "лагами", а астронавтам будет мало одних только электронных писем, которые, по его словам, будут доставляться без перебоев. Виртуальным мирам и бесперебойной связи в интернет быть – так считает Логлин, видимо готовый спорить даже с законами физики.

Помимо пребывания в виртуальных вселенных, Логлин планирует предоставить астронавтам возможность заказывать на интернет-аукционах типа eBay подарки и подарочные сертификаты для оставшейся на Земле родни, а также скачивать аудиокниги и музыку через популярную ныне программу iTunes .

Из миссии на Марс вообще планируется сделать реалити-шоу, снабдив каждого ее участника страничкой на MySpace , веб-камерой, подкастами и прочими прелестями интернета. Однако над всеми этими фантастическими планами нависают все те же законы физики. О каком реалити-шоу, транслируемом в сети может идти речь, когда даже данные с Луны идут с задержкой в одну минуту?

Пока планы ученых из НАСА больше всего похожи на обычную PR -акцию в поддержку все тех же World of Warcraft , Second Life , MySpace , eBay и т.д. О том, как же они собираются победить законы физики и космические "лаги", сотрудники космического агентства предпочитают умалчивать. Видимо, сами пока не очень представляют.

Григорий Туманов