Музыка

Девендра Банхарт – «Царь. Просто царь»

Банхарт родился в 1981 году в Техасе, а вырос в Венесуэле и Лос-Анджелесе. В переводе с индийского имя «Девендра» означает, ни много ни мало, «царь богов». Так певца назвал один мудрый индус, друг его родителей. Когда те показали индусу фотографию сына, тот, видимо, руководствуясь каким-то специфическим восточным учением, выбрал именно это имя.

С детства Девендра увлекся игрой на гитаре и рисованием. Поворотным моментом в его судьбе стала учеба в Художественном институте Сан-Франциско: благодаря поддержке Билла Берксона, поэта и профессора этого института, Банхарт начал сочинять песни. Нормальной звукозаписывающей техники у него не было, и иногда бывало так, что, прогуливаясь по улице, он звонил приятелю и просил включить автоответчик, чтобы спеть на него песню. Затем Девендра приезжал со взятым в прокате магнитофоном и переписывал песню с автоответчика.

Вскоре Девендра оставил Художественный институт, стал выступать, и вот тут ему повезло: музыканта заметил Майкл Джира (Michael Gira), в прошлом лидер легендарной группы «Swans» и хозяин уважаемого звукозаписывающего лейбла Young God Records . После знакомства с Майклом дела Девендры резко пошли в гору. В октябре 2002 года Джира выпускает ранний материал Девендры Бaнхарта, который вызывает немалый интерес у публики. Бaнхарт становится самым знаменитым представителем «нового странного фолка» или «неофолка». Затем, в 2004 году свет увидели два альбома певца: Rejoicing in the Hands и Niño Rojo, получившие благожелательные отзывы в прессе.

Некоторые, впрочем, отзывались не столь лестно о музыканте, припоминая ему одну из особенностей его вокала: использование приема «тремоло». Говоря простым языком, отдельным гражданам не нравилось, что певец издает звуки, напоминающие блеяние. Тем не менее, п ластинка Rejoicing in the Hands оказалась на стендах почета в лондонских лавках Virgin и HMV, а британский журнал Time Out поставил ее на первое место в разделе «Родное и настоящее».

В 2005 году артист выпускает очередной диск под названием Cripple Crow, на котором его акустической гитаре подыгрывает инструментальная группа, вносящая в звучание латиноамериканские и этнические мотивы. В записи этой пластинки приняли участие лидер группы Vetiver Энди Кэбик, Том Монахан из группы Pernice Brothers и много других музыкантов.

Девендра обратил на себя внимание не только музыкой, но яркой образной лирикой, а также своим имиджем. Тематика его песен – самая разнообразная: от антивоенной до сказочной и совершенно несерьезной (Питер Пэн или борода музыканта). Что же касается внешнего вида, то певец обладает немалой харизмой и весьма похож на восточного принца с подкрашенными глазами и закрученными усами.

Успех этого исполнителя можно объяснить тем, что его музыка охватывает сразу несколько направлений, и таким образом, может заинтересовать достаточно широкую аудиторию. Посудите сами: артиста сравнивают с Бобом Диланом, Марком Боланом, Vetiver, Bright Eyes, Тимом Бакли и даже с Сидом Барретом. Его манера пения чем-то напоминает Билли Холидэй, Карен Далтон, а также сладкоголосых Брайана Ферри и Боя Джорджа. За проникновенное исполнение Девендру как-то даже сравнили с Джорджем Харрисоном в период его увлечения индийской культурой.

Среди своих любимых исполнителей Девендра называет Вашти Баньян, Линду Перхакс, Эллу Дженкинс и при этом певец не в восторге от того, что люди сейчас почти ничего не знают об этих исполнительницах, тогда как у всех на слуху имена всяческих бездарностей. С особым восхищением он отзывался о творчестве Карен Далтон, певице, которую также мало кто ныне знает, несмотря на ее уникальный голос.

Интересы артиста не ограничиваются только музыкой. Он по-прежнему увлекается изобразительным искусством. Банхарт очень много рисует, он даже составил из собственных рисунков книгу под странным названием «Rejoicing in the Hands of the Golden Negress and Being Washed by Her Floating Beard». По слухам, эта книга пока не издана.

Критики утверждают, что заслуга Банхарта в том, что ему удалось изменить отношение к песням под акустическую гитару. Когда-то исполнители вроде Боба Дилана и Джоан Баэз были интересны широкой публике и могли держать в напряжении огромные залы во время исполнения своих акустических композиций. В последнее же время стали популярны «многослойные студийные поделки», в которых было много всего намешано, но зачастую без толку. Эта ситуация изменилась благодаря Девендре, который ввел моду на архивный тихий нешлягерный бард-фолк. Его называют открытием 2005 года и предрекают большое будущее.

Наталья Филиппович