Вы находитесь здесь:   /
rss Новости rss Статьи rss Все
Шоу-бизнес

Ложь для жизни: знаменитые обманщики и лгуны

Ложь для жизни: знаменитые обманщики и лгуны. 19664.jpegНезадолго до своей смерти Марлон Брандо работал над серией обучающих видео под названием "Ложь для жизни". На сохранившихся кадрах видно, как актер дает консультации группе ошарашенных энтузиастов, среди которых можно заметить Леонардо ди Каприо и Шона Пенна. "Если можешь врать - значит, сыграешь хорошо" - вот одно из любимых напутствий Брандо.

Джод Кэфтан, журналист Rolling Stone, услышав такое заявление от актера, поинтересовался - мол, а сам-то он хорошо врет? "Господи Иисусе, - ответил Брандо, - Да я просто восхитителен во лжи!".

Брандо был далеко не первым человеком, отметившим хрупкость границы между актером и лжецом. Если искусство является своего рода ложью, то и ложь - вид искусства, хоть и более низкого порядка, как писали Марк Твен и Оскар Уайльд.

И актеры, и вруны одинаково отказываются принимать тиранию реальности. И те, и другие бережно выстраивают свои собственные карточные домики, выдаваемые ими за дворцы - убедительность, с которой они это делают, требует изощренности интеллекта, эмоциональной чувствительности и недюжинной способности к физическому самоконтролю. Такие параллели явно неслучайны - и действительно, ложь и исполнение своей роли имеют общие корни, которые лучше всего заметны у пациентов врачей-психиатров.

В исследовании, опубликованном еще в 1985 году неврологом Антонио Дамасио, рассказывается о женщине средних лет с поражением головного мозга, вызванного ударом по голове. У нее сохранились когнитивные способности, в том числе связная речь, однако то, что он говорила, было совершенно непредсказуемым.

Проверяя знания пациентки в области современных событий, Дамасио спросил ее о войне за Фолклендские острова, на что получил от женщины развернутый рассказ о том, как она с мужем ездила туда отдыхать, много гуляла и скупала в магазинах безделушки. На вопрос о том, на каком языке говорят жители острова, женщина без запинки ответила: "На фолклендском. На каком же еще?".

Говоря языком психиатров, женщина страдала конфабуляцией - ложными воспоминаниями, содержанием которых могут быть возможные или действительные события. Хроническое "- плетство" - довольно редкий тип расстройства, затрагивающий определенную часть мозга пациентов. Если при амнезии у человека из головы напрочь вылетают воспоминания о тех или иных событиях, то конфабуляция не даст своему хозяину задуматься в попытках что-либо вспомнить: он будет фантазировать.

Интересно, что пациенты с конфабуляцией почти всегда забывают о том, что с ними происходит в реальности. Так, один пациент с послеоперационными шрамами на вопрос врачей о том, откуда они взялись, рассказал им, что во время Второй мировой в него стреляла девочка-подросток. Она пустила три пули ему в голову, и только операция спасла его. На вопросы о семье этот пациент то говорил, что они умерли у него на руках, то - что их убили прямо на его глазах.

Другие рассказывали куда более фантастические вещи - о полетах на Луну, сражениях бок о бок с Александром Македонским в Индии или сцене распятия Иисуса. При этом конфабуляторы не врут - они, как выражается нейропсихолог Моррис Москович, "честно лгут". Своими выдумками они пытаются объяснить вещи, которых не понимают, испытывая болезненную потребность повествовать. Им только дай тему - а там они уже понесутся импровизировать, как джазовый саксофонист.

У хронических выдумщиков, как правило, повреждены лобные доли головного мозга, в частности, области, отвечающие за самоцензуру и контроль поведения. Конечно, мы все реагируем на ассоциации - при слове "шрам", например, нам могут прийти в голову мысли о боевых ранениях, операции или Франкенштейне. Но эти случайные мысли вряд ли пробьются в сознание, и еще меньше вероятность того, что мы будем их озвучивать. Смысл, правда и социальная целесообразность - вот о чем заботится наша самоцензура.

У конфабуляторов же эта функция не работает, и в результате реальные воспоминания в их голове объединяются с посторонними мыслями, желаниями и надеждами, которыми они делятся с окружающими.

Бывший британский министр Джонатан Айткен также оказался фантазером. В 1996 году, когда на свет явились некоторые порочащие политика сведения, он начал рассказывать о том, как его преследовали журналисты, чтобы хоть как-то смягчить общественность. По словам Айткена, однажды утром, когда он выходил из своего дома в Вестминстере вместе с дочерью-подростком, на него буквально напала команда документалистов.

Дочь, напуганная агрессивным поведением репортеров, заплакала, и министр быстренько затолкал ее в машину, за чем последовала настоящая погоня по Лондону. Журналисты отстали от Айткена только тогда, когда он применил военную хитрость: остановился у испанского посольства и поменял машины.

А также:

Мачо колют ботокс, чтобы быть сексуальнее

Как составить успешное резюме

Офисный фэн-шуй: управляйте энергией денег и успеха

Постельный этикет большого города

Мужчины все чаще умирают от... секса

Эта выдумка, впрочем, оказалась куда более невинной по сравнению с тем поступком, который предшествовал всей газетной шумихе. В бытность свою заместителем министра обороны по военным поставкам Айткену довелось съездить в Париж, где он остановился в одном из самых фешенебельных отелей - Ritz. Счета при этом были оплачены саудовским предпринимателем Саидом Айасом. Пикантность ситуации заключалась в том, что именно Айткен в то время курировал военные британско-саудовские контракты.

Факт оплаты номера саудовским бизнесменом был расценен британским правительством как взятка. В свое оправдание Айткен заявил, что отель был оплачен его супругой, и скандал удалось замять. Правда, через три года правда все равно всплыла, и в 1999 году политика приговорили к полутора годам тюремного заключения.

Врал Айткен, как выяснилось позже, практически постоянно. Некоторые выдумки нужны были для того, чтобы "поддержать" озвученную им изначально версию, а остальные он приплел просто так, из любви к искусству и острым ощущениям. Самым интересным оказалось разоблачение министра теми самыми акулами пера, которые "преследовали" его: на представленной ими в суде видеозаписи видно, что Айткен один, без дочери, выходит из дома, садится в авто и спокойно едет по своим делам. Обычный рабочий день и никакой погони.

В отличие от британского министра актеры, драматурги и писатели не пытаются ввести нас в заблуждение, потому что правила игры оговорены заранее. Возможно, именно поэтому и возникло искусство - это безопасное пространство, в котором наша ложь может быть направлена на  пользу обществу. Искусство - это ложь, секретный ингредиент которой - истина.

Наталья Синица

6971
Фотогалерея
Видео
ИА №ФС77−55373 от 17 сентября 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: ООО «ПРАВДА.Ру»
Система Orphus
Нашли опечатку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
©2006-2017 Все права защищены
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей за 24 часа Rambler's Top100