Тусовка России

Политические позы Марии Арбатовой

Вечером прошлого четверга представителей богемы 80-90-ых годов собрали в столичном ресторане « Bangles », чтобы с размахом презентовать переиздание книги убежденной писательницы-феминистки Марии Арбатовой о Государственной Думе. Книга так и называется - «Как я пыталась честно попасть в Думу» и повествует в первом лице о том, как в 1999 году Арбатова пыталась «ходить в политику».

«Когда я собралась баллотироваться в Государственную думу в 1999 году, все вытаращили глаза. Пожалуй, для счастья в этот момент у меня было все… кроме нормальной, здоровой, сытой, спокойной и благополучной страны вокруг…»

Ресторан « Bangles » находится в переулках Тверской улицы. 10 минут пешком – и оказываешься около Государственной Думы. Как позже выяснится, такое совпадение неслучайно.

А пока я, ни о чем не догадываясь, спускаюсь в подвал и попадаю в темное накуренное помещение, где в тесноте за немногочисленными столиками сидят мужчины и женщины «за 30». На столах громоздятся пустые грязные тарелки, официанты дефилируют с чашками кофе от одного столика к другому, а намалеванные девушки выскребают себе на тарелки остатки риса из общей посуды.

«Простите, а уже всё закончилось?» - интересуюсь я у одного из гостей. «Вы не поверите, еще даже ничего не начиналось» - отвечает тот с улыбкой. Я в замешательстве. Не зная, куда себя деть, подхожу к маленькой платформе, которую в клубе принято считать за сцену. На ее краю аккуратными стопочками лежат новые, переизданные книги Марии Арбатовой «Как я честно пыталась попасть в Думу». Книги, ради которых все и собрались здесь, в « Bangles ». Рядом лежит внушительная стопка больших календарей, которые, как станет потом ясно, тоже здесь неслучайно.

Изредка в компаниях за столиками глаза выхватывают знакомые лица. Елена Токарева, Александр Градский, Виктор Чайка, Катя Лель, Игорь Наджиев, «Унесенные ветром», Виктория Пьер-Мари, «Авокадо Джем», Ольга Варвус, Вячеслав Ольховский. Почти все приглашенные - герои «тех» лет.

В течение 10 минут я безуспешно брожу по залу в поисках главной героини вечера. Мои поиски не увенчиваются успехом, и я, окончательно растерявшись и не зная, чем себя занять, присаживаюсь на ближайшее свободное место с книгой о Думе в руке. Одного взгляда на обложку становится достаточно, чтобы понять, что «лепили» сие в спешке: концепции в улыбающемся лице Марии над боярами не наблюдается, а текст в книге идет сплошняком, без глав. «Специфика литературы, но ведь Арбатовой всё можно?» – думаю я.

Пока я диву даюсь «памятнику литературы», в зале таки появляется она: прихрамывая на правую ногу, Мария Арбатова в компании продюсера Любови Воропаевой поднимается на сцену, чтобы начать, наконец, презентацию.

«Название «Камасутра от Арбатовой» придумала я. Сначала Маша не понимала, причем здесь камасутра.» – начинает Воропаева. Арбатова перебивает: «Но потом мы решили, что на такое название придет больше журналистов, чем, если мы открыто заявим, что это политическая вечеринка. Теперь-то вы уже здесь, и никуда не денетесь. Отведайте индийской кухни и наблюдайте за действом.»

После этих слов зал заметно редеет. Журналисты перекидываются словами друг с другом, пока стоят в очереди за верхней одеждой: «Мы уже поняли, что здесь будет». Таким образом, многие из достопочтенной публики покидают « Bangles », попробовав индийской еды и не желая грузиться выборами перед выборами.

А тем временем Мария Арбатова жалуется ненароком всем оставшимся гостям: «Мой ЖЖ взломала «Единая Россия». Точно Вам это заявляю, они не хотели, чтобы я балатировалась. Они – мои злейшие враги. Да и вообще, вы в курсе, что уважаемый Путин трахает нас всех? Трахает Россию?»

Не проходит и 10 минут, как писательнице надоедает говорить, и она покидает сцену, оставив публику на растерзание Во ропаевой. Та в долгу не остается, и весь вечер то и дело обращается к Арбатовой с каким-нибудь язвительным замечанием. Чуть позже к столику родных и близких Арбатовой присоединяется муж, совершенно недовольный названием вечеринки: «Я Машу за это ругаль, патаму што это немножко очень неприлично» - сетует гражданин Индии, Шумит со сцены.

На закуску к индийской кухне гостям предлагают песни. Временами на сцену бодро взлетает самодеятельность - группы, родившиеся за час до начала презентации; а иногда карабкаются и звезды 80-ых.

Так, группа «Унесенные ветром» радует зал тем, что исполняет знаменитый трек «Какао-какао» в новой обработке. Несколько разгоряченных красным вином пар выходят в центр, чтобы «тряхнуть стариной». Игорь Наджиев поет песню, когда-то щедро подаренную ему всё той же Любовью Воропаевой.

Под одну из медленных песен в центре зала появляется Арбатова с мужем. Пока пара о чем-то шепчется, папарацци окружают их со всех сторон, чтобы заснять что-нибудь «горячее».

После каждого выступления Воропаева допытывалась до звезд, какую позу в сексе они предпочитают. Большинство звезд смущались, краснели и уходили от ответа, напрочь отказываясь обсуждать их любимые позиции. Откровенными оказались лишь Виктор Чайка, который признался, что любит, когда его не видно, то есть сзади. А Катя Лель призвала всех заниматься сексом в любых позициях и ровно столько, сколько душа пожелает. Ее приезд на презентацию вообще оказался довольно странным: певица приехала, пообщалась с Воропаевой на сцене и, пообещав выступить чуть позже, покинула клуб. Странное дело: Лель никто не спохватился, а вот девчачью группу «Любовные истории» разыскивали весь вечер, в « Bangles » они приехали одними из первых, но еще до начала презентации таинственным образом куда-то исчезли.

Не попала под прицел Воропаевских вопросов о сексе молодая «певица» Джус. Певица не зря поставлено в кавычки, потому что то, что вытворяла девушка на сцене и то, как она выглядела – это не шоу-бизнес. Это смех, и ничего более. Казалось, будто перед выступлением через эту даму прошло больше 200 вольт, а в далеком детстве по ее ушам прошагал медведь. Пока одни гости с ужасом наблюдали за происходящим на сцене, другие снимали ее дерганья на мобильники. Чтобы потом показать друзьям и самим посмеяться, так сказать.

Мероприятие начинает медленно угасать, когда на сцене появляются исключительно самодеятельные «артисты», а все основные звезды разъезжаются кто куда. Воропаева, в конец одурманенная крепкими напитками, пытается хоть как-то вернуть публике прежний кураж. Она считает своим долгом прорекламировать каждого начинающего артиста, громко заявляя: «Он талантлив!», даже после плохо отыгранного выступления. Со звуком на сцене тоже проблемы, он то постоянно включается, то и вовсе пропадает на протяжении всего вечера.

Я подхожу к сцене и беру один из календарей. На нем яркими буквами: «Партия Социальной спраВЕдлиСТИ», и забавные карикатуры с депутатами на каждый месяц. В голове в который раз за вечер проносятся фразы о камасутре и Путине. Я так ничего и не понимаю. И спешу на другой конец зала к Марии Арбатовой, чтобы, наконец, получить ответы на все главные вопросы вечера.

- Что же это все-таки было: презентация книги или предвыборная кампания?

- Нет, конечно это была презентация книжки, потому что на предвыборной компании я бы Вам излагала программу партии, а не слушала бы, как Люба глумится над народом.

- Да, но сегодня основной темой была политика.

- Я бы не сказала. Основной темой была эротика, просто я не очень в нее включалась в силу замотанности.

- Почему Вы решили написать книгу на тему, которая несвойственна Вашим предыдущим работам?

- Это документальная книжка о том, как я баллотировалась в 99-м году. Это как раз очень свойственно моей жизни – писать документальные книги. Из всех книг, которые я написала, ровно половина – это документальные книги, которые называются, есть такое понятие, «под документ». То есть, ты пишешь стопроцентную правду. Грубо говоря, «Нон фикш», который сейчас наиболее популярен.

- Почему Вы вдруг решили податься в политику? Почему бы просто не сидеть и не писать книги дальше, не влезая во все эти дела?

- В этой книге очень подробно описано, что это было не моё решение, а меня как бы туда масса людей потихонечку толкала. Особенно сильно меня туда толкнула Галина Васильевна Старовойтова, собственно, книга с этого и начинается.

- А за что Вы так не любите «Единую Россию»?

- Я не люблю или люблю персонально «Единую Россию». Просто я считаю, что данные выборы идут с нарушением всего существующего законодательства о выборах. Партии поставлены в абсолютно неравные условия. Более того, приход Путина в «Единую Россию» как бы разрушил всю систему разделения властей. Законодательная власть стала исполнительной. Это очень опасный феномен для любой страны.

- То есть, за Путина Вы голосовать не будете?

- Нет, конечно, ни в коем случае.

Наблюдала со стороны за «Камасутрой от Арбатовой»

Анна Павлова