Звездная жизнь

Люк Бессон: "Я не верю в Господа Бога, но верю в ангелов!"

За день до 8 марта в столицу России пожаловал сам Люк Бессон. Причем не для того, чтобы погулять - потусоваться, а ради премьеры своего нового фильма «Ангел-А». До нашей страны эту картину смогли посмотреть только зрители Франции и Бельгии. Компанию знаменитому на весь мир режиссеру составила исполнительница главной роли, супермодель, лицо бренда « Gucci » Ри Расмуссен. Для начала маэстро решил представить свое первое за 6 лет творение журналистам. Привыкший к различным звездным фокусам в исполнении доморощенных гениев, народ с некоторой опаской ожидал появления мегазвезды мирового кино. Но Люк вошел в зал с приветливой улыбкой, терпеливо позировал фотокорреспондентам и уселся на свое место в самом центре стола. Начался разговор.

- Я очень счастлив иметь рядом с собой ангела (Бессон кивает на Расмуссен). Также я счастлив поговорить об этом фильме, потому что это очень важная картина в этом циничном мире. Я думаю, «Ангел-А» дает очень много хорошего. И для меня после 30 лет работы в кино, это некий символ свободы. Я очень счастлив к тому же, что премьера состоится в преддверии Дня женщин, потому что этот фильм о женственности. Да, здравствует женщина!

Почему вы сделали «Ангел-А» черно-белым?

- Дешевле снимать (Смеется). А если серьезно - весь фильм построен на контрастах: женское – мужское, внутреннее – внешнее, белое - черное. И поэтому вот эта черно-белая стилистика участвует в создании окончательного образа фильма. Мне было очень важно, чтобы изображение вместе с музыкой позволило бы оторваться от реальности и создало бы некое ощущение сна и отсутствия реальности. Просто очень часто цвет жесток.

Каков бюджет вашего фильма?

- (С улыбкой) 4 евро на человека, это примерно так же, как «Кинг-Конг».

Не кажется ли вам, что «Ангел-А» чем-то напоминает фильм Патриса Леконта «Девушка на мосту»?

- Я хочу сказать, что сценарий был написан до того, как был снят фильм. Я Леконта очень уважаю, это мой близкий друг, и должен вам сказать, что, когда он посмотрел этот фильм, он был сильно потрясен и сказал, что это моя лучшая картина. Вы знаете, единственное, что роднит эти фильмы - черно-белая гамма. Истории абсолютно разные и фильмы разные.

Я часто снимаю в хронологическом порядке, вообще я сам продюсер своих фильмов, в качестве продюсера я всегда жестко с собой общаюсь. Мне кажется, когда ты снимаешь день за днем, то ты некоторым образом зависишь от изменений, которые происходят в актерах. Ты сам следуешь за историей, и в конце съемок может получиться совсем не то, что ты предполагал изначально. А если у тебя есть четкий план, то ты не можешь ничего в этом изменить. Мне кажется, что это позволяет иметь некое количество воздуха, я часто позволяю себе роскошь снимать таким образом.

Почему «Ангел-А» вышел именно сейчас? В последнее время вы продюсировали фильмы коммерчески интересные, а «Ангел-А» не подходит под эту категорию.

- Когда мы говорим о чем-то коммерческом, то мне кажется, что это журналисты приклеивают к фильму некий ярлык. Каждый из моих фильмов очень личный, я специально не делал коммерческих фильмов. Мне никто не дал ни одного евро на то, чтобы снимать «Голубую Лагуну» например. Когда человек хочет самовыразиться, то он самовыражается. Не всегда фильм выходит коммерчески успешным. Но независимо от этого, вы обязаны с ручкой и бумажкой писать сценарий. Финансовая сторона не меняет ничего – все равно в фильм вкладываются мозги, сердце, понимание того, что вам хочется сделать. И уже год спустя, если это все-таки станет коммерческим проектом - здорово, а если и не станет, то и Бог с ним. Я уже 5 лет работаю над очень важным для меня проектом, анимационным фильмом, который называется «Артур», и поэтому у меня никогда не было ощущения, что я останавливался.

Ранее вы говорили, что ваш творческий лимит – 10 фильмов. «Ангел-А» - девятый…

- Что касается 10 фильмов – это самооборона. Я стараюсь защитить того артиста, который живет во мне. Когда вы знаете, что у вас 10 патронов, вы думаете, как при этом выстрелить. Практически каждую неделю из Голливуда я получаю очень интересные и симпатичные предложения. Предлагают много денег, большие дома, … но в последние 15 лет я очень вежливо говорю «Нет».

С другой стороны, если творческий человек внутри меня поймет, что мне есть о чем сказать – я буду снимать еще.

Но сейчас уже можно сказать, что я сделал не девять, а десять фильмов. Как я уже сказал, в течение 5 лет работаю над большим проектом «Артур», и это настоящий вызов. Бюджет этого проекта 70 млн. евро, мы ни у кого не просили денег, мы сами профинансировали, поэтому для меня это очень-очень важный проект.

Какой вы можете дать совет начинающему режиссеру?

- Никогда не ври, прежде всего, самому себе.

Какие самые любимые ваши фильмы, из тех, которые вы сами сняли?

- «Ангел-А», «Жанна’ д’ Арк» и «Атлантис».

Верите ли вы в ангелов?

- Я не верю в Господа Бога, но верю в ангелов. Потому что если бы каждый был честен, мы все были бы ангелами.

Какую роль в фильме «Ангел-А» играет город Париж?

- Не сам Париж важен, важен просто красивый город, который вокруг главного героя существует. С развитием фильма чувства главного персонажа развиваются, он оглядывается вокруг и говорит: «Боже мой, вокруг меня такая красота!». Кроме того, Париж очень фотогеничен.

А Нью-Йорк – это кошмар. Когда вы идете по Нью-Йорку, вы понимаете, что у вас примерно час, чтобы увидеть солнце, потому что половина города через час будет уже в тени. Он очень плохо выстроен по отношению к солнцу - снимать неудобно. Когда мы снимали «Леона», я отправил двух своих ассистентов, и в течение недели они делали фотографии на всех улицах, проспектах, которые меня каким-либо образом интересовали. Это был ужас.

А Париж – старый город, не очень высокий, достаточно компактный, поэтому все немного растянуто, проспекты открыты, и очень просто снимать этот город.

- Как бы вы назвали свой стиль? Каковы составляющие успеха фильма, по-вашему?

- Вот такой я противный мальчишка. В любом творчестве есть свобода, и именно она меня занимает, потому что творчество без свободы не имеет никакого смысла и интереса. Это единственная область, где еще не нужны никакие паспорта, визы и можно объяснить любые вещи даже на другом языке.

Мы снимали «Атлантис» практически на Северном полюсе. Нам нужен был телевизор для того, чтобы просматривать то, что мы там отсняли. С собой я захватил кассеты с моими фильмами. Я семилетнему аборигену поставил «Подземку» - он сидел и смотрел, ему, кажется, это нравилось. За это я и люблю кино.

Каково ваше отношение к российским женщинам?

- Для меня не имеет большого значения, русская или француженка. У женщин есть огромная привилегия – возможность давать жизнь, я думаю, что мужчины всегда несчастливы, потому что у них нет этой привилегии. Поэтому они всю жизнь и воюют, чтобы показать, что они сильные, хотя знают, что они - никчемные создания.

Есть одна русская женщина, о которой я хотел снять фильм, - ее позывной в космосе был «Чайка» (Валентина Терешкова. – Прим ред.).

Как вы подбирали саунд-трек к фильму?

- Очень часто во время написания сценария я выбираю себе какой-то альбом, который все время играет. Каждое утро музыка возвращает меня в один и тот же момент. Я написал сценарий «Ангел-А» вместе с альбомом Ани Гарбарек.