Будь в курсе

Мода или жизнь? Потертые джинсы

Уже давно модные бренды джинсовой одежды производятся не в США и Европе, а в странах с дешевой рабочей силой и слабым законодательством по охране труда. Мода на «поношенные» джинсы уже унесла сотни жизней и привела к инвалидности тысячи людей в странах, где производится большая часть этого сегмента рынка.

Внешний вид «потертости» достигается за счет применения опасной техники «sandblasting» (пескоструйная обработка), которая состоит в том, что струя песка с водой под давлением направляется на ткань. Этот метод был запрещен в Европе еще в 1966 году, но использовался там нелегально еще долгое время, пока не был перемещен в азиатские страны, в которых можно не заботиться о здоровье персонала из-за отсутствия надлежащего законодательства.

Да и самого китайского или индийского рабочего больше беспокоит не завтрашняя болезнь, а то, чем он накормит семью сегодня. Пока мы ходим в раздумье, купить или нет искусственно состаренные джинсы, он вдыхает кремнеземную пыль, которая через год «состарит» его самого, сделав инвалидом.

Большая семья, 100-комнатный дом. Прелести многоженства

На самом деле, хоть какая-то статистика в отношении уровня заболеваемости профессиональными болезнями существует только в Турции, поскольку страна стремится к вступлению в ЕС и приближает свои институты к общеевропейскому уровню. Согласно данным Министерства здравоохранения Турции число заболевших силикозом на предприятиях, где используется «sandblasting» достигло 3.500 человек (при общей занятости около 10.000), причем у многих первоначально заболевание диагностировалось как туберкулез. Из них около 50 человек скончались. Таким образом, из каждых ста рабочих 35 заболевают силикозом - болезнью легких, ведущей к инвалидности. Неслыханная статистика. В результате в Турции технология официально была запрещена в 2009 году, и основное производство с тех пор переместилось в Бангладеш, Китай, Пакистан, Индию и арабские страны, где отследить ситуацию практически невозможно.

Силикоз издавна считался профессиональным заболеванием горняков. Однако если у них симптомы появляются после 20 лет работы, то у рабочего, стоящего у пескоструйного станка - всего полгода. Поэтому общественные организации, объединившись в акции «Чистая одежда», стартовавшей на прошлой неделе в 15 странах Европы, требуют от Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда принятия срочных : включения текстильной отрасли в свои международные программы по глобальной ликвидации силикоза.

16253.jpegЕстественно, компании-производители знают о вредных последствиях «пескоструйной обработки». Но многие предпочитают делать вид, что не в курсе или благородно негодуют. По данным испанской общественной организации Setem, одной из организаторов компании "No Sandblasting", к таким относятся Pepe Jeans, Armani и Diesel,отказавшиеся вести диалог и не предпринявшие никаких шагов, чтобы удалить вредную технологию со своих фабрик. Гениальная фраза Карла Маркса о том, что при 300% прибыли нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы пойти даже под страхом виселицы, вполне справедлива и сегодня. Только процентная ставка стала гораздо ниже.

Тем не менее, под лежачий камень и вода не течет. Акция «Чистая одежда» призвана оказать давление на владельцев модных брендов, чтобы они искоренили эту технологию. Кроме того компании-производители должны признать ответственность за нетрудоспособность заболевших силикозом и начать выплачивать им компенсацию. Среди запланированных мероприятий - уличные акции, сбор подписей и благотворительные концерты.

Такие фирмы как Levi-Strauss, Inditex, C&A и H&M уже объявили о запрете пескоструйной обработки на своих фабриках, однако пока не сообщили о конкретных мерах контроля . А ведь для организации этой «технологии» требуется лишь грузовик с песком и струя воды под напором. И это всемирно известные бренды, что же касается производства их подделок на нелегальных фабриках, то там ситуация контролю не подлежит... Пять миллиардов «поношенных» джинсов, курток и т.д. ежегодно поступают на прилавки мировых магазинов, в том числе 300 миллионов в России, где 90 % рынка обеспечивают упомянутые страны. Немногие проблемы в мире зависят от ответственности каждого из нас. Может быть, откажемся от покупки, которая убивает?