Поп-арт

Удивительные факты - 15 мая

Согласно летописи, 15 мая 1157 года, на пиру у киевского боярина Петрилы, был отравлен князь Суздальский и Киевский Юрий Долгорукий. Этот знаменитый шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха считается основателем Москвы.

Будущая столица России впервые упомянута в летописях в годы его правления – в 1147 году, где Юрий угощал своего союзника, черниговского князя Святослава Ольговича. В 1156 г. Юрий, согласно летописи, укрепил Москву рвом и деревянными стенами. Между этими событиями, в 1149 году Долгорукий разбил войска Изяслава Киевского и овладел Киевом, чем нарушил завещание отца по которому в Киеве должен княжить старший из рода.

В 1157 князь, был, по-видимому, отравлен киевскими боярами - личность Долгорукого была крайне непопулярной среди киевлян, и сразу же после смерти хозяина его двор был разграблен, а прах Юрия погребен в ныне существующей церкви «Спаса на Берестове» на территории современной Киево-Печерской лавры.

В 1954 на Советской площади (ныне Тверской) в Москве был установлен памятник Юрию Долгорукому – работы скульпторов А. П. Антропова, Н. Л. Штамма и С. М. Орлова, а позднее изображение князя было вычеканено на медали «В память 800-летия Москвы».

15 мая 1935 года в российской столице открылась первая линия Московского метрополитена. Первые предложения по созданию в Москве метро появились ещё в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной рощи. Но тогда дело не дошло даже до проекта.

Позднее, в 1902 г. инженеры Балинский и Кнорре предложили проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. Однако городская Дума отклонила его. До Первой мировой войны предлагались и другие проекты, но все они не были реализованы. Однако, вскоре, возросшая транспортная нагрузка потребовала принятия решения о строительстве метрополитена. Первая линия открылась 15 мая 1935 г. и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры», с ответвлением на «Смоленскую». До начала Второй Мировой войны было открыто ещё две линии.

Во время войны все проекты строительства третьей очереди Московского метрополитена были отложены. Осенью 1941 года метро использовалось как бомбоубежище, часть вагонов была эвакуирована, а в случае появления войск противника «у ворот Москвы» оборудование метро предписывалось уничтожить. После войны, в 1954 году, строительство Кольцевой линию было завершено. Строительство глубокой части Арбатской линии было связано с началом «Холодной войны». Станции глубокого заложения должны были служить бомбоубежищами в случае ядерного удара противника. В конце 1950-х и 1960-е гг. развивалась концепция радиусов, соединённых лишь с Кольцевой линией.

Ныне Московский метрополитен состоит из 176 станций (включая легкое метро) - это вторая по интенсивности использования система метро в мире, лишь недавно уступившая первенство метрополитену Токио.

Выпуск подготовил Макс К* - по материалам энциклопедий и иных открытых источников.