Новости

Лени Рифеншталь – триумф личности или вопросы без ответов

Двадцатый век прошел, оставив после себя массу загадок и тайн. И главные загадки прошлого века – это его люди. Среди них особенно выделяются те, чья слава весьма и весьма неоднозначна – это и Мерилин Монро, и Лиля Брик, и Лени Рифеншталь и многие другие.

Вечер под названием “Лени Рифеншталь – женщина-загадка XX века”, проходивший 5 апреля в “Кафе, ранее известном как Кризис Жанра”, немного приоткрыл завесу тайны, окружавшую эту фигуру.

Если Мерилин Монро вдохновляла постмодерниста Уорхола на создание огромных цветастых картин, если Лиля Брик была музой поэта Маяковского, то Лени Рифеншталь сумела “подружиться” с куда более “опасным типом” – Адольфом Гитлером.

Рифеншталь за свою долгую жизнь поменяла множество занятий, она была и танцовщицей, и актрисой, однако более всего она известна как режиссер. Среди ее фильмов такие известные картины как “Голубой Свет”, “Триумф Воли”, “Олимпия”. Одни считали ее сподвижницей Гитлера, другие - его жертвой, одним словом, прожив почти 102 года Рифеншталь, как и Лиля Брик, оставалась волшебно привлекательной, загадочной, и в нее по-прежнему “влюблялись” очень многие.

Именно Рифеншталь сняла, пожалуй, самый одиозный в истории кино документальный фильм “Триумф Воли” - о митинге партии Гитлера в Нюрнберге в 1934 году, именно ее творчество уважал и ценил Гитлер, и именно она вынуждена была защищаться от обвинений в пропаганде фашизма в течение всей жизни.

Уважая творчество Рифеншталь и ее режиссерский дар, даже Адольф Гитлер готов был пойти на компромисс. Несмотря на то, что Рифеншталь не состояла в партии, Гитлер хотел, чтобы съезд 1934 года снимала она и только она – беспартийная женщина, которая к тому же не больно-то и хотела снимать фильм, впоследствии получивший название “Триумф Воли”.

Необыкновенные отношения связывали Рифеншталь и Геббельса – о нем она вспоминает как об отвергнутом любовнике: “Моя блестящая карьера танцовщицы, актрисы и начинающего продюсера в Германии, казалось, подошла к концу. Ибо противостоять власти министра пропаганды, которому подчинялась вся германская кинопромышленность, театры и пресса и который - как отвергнутый любовник - начал ненавидеть меня, не было никаких шансов”

Мероприятие, посвященное Лени Рифеншталь, судя по всему, носило довольно неофициальный характер. На входе в кафе не висело афиш, большинство пришедших даже не подозревали о вечере. Наверное, поэтому организаторы задержали начало более чем на час. Посетители, удобно расположившиеся во вполне уютном клубе, лениво потягивали напитки, однако, как только на экране появились первые кадры фильмов Рифеншталь, все внимание публики сосредоточилось на картинах.

Главным “действующим лицом” вечера стал, естественно, киноэкран. В ходе вечера был показан первый фильм лени Рифеншталь “Голубой Свет”, в котором она сыграла главную роль ненавистной всем девушки Юнты, фрагменты фильмов “Триумф Воли” и “Олимпия” с комментариями самой Лени и фрагменты ее интервью.

Эти фрагменты были, пожалуй, одной из наиболее интересных частей вечера.

На экране – Лени Рифеншталь рассказывающая о фильме “Голубой Свет”: “Этот фильм стал моей судьбой. И не только потому, что тут я впервые успешно выступила в качестве продюсера и режиссера. Картина получила серебряную медаль на Международном кинофестивале в Венеции в 1932 году. Гитлер также пришел в восторг от этой ленты и впоследствии настоял, чтобы именно я снимала документальный фильм о съезде партии в Нюрнберге. Так возник “Триумф воли””.

На вечере выступали исследователи творчества Рифеншталь и каждый желающий мог получить ответ на любой вопрос, касающийся творчества одной из самых загадочных женщин XX века.