Новости

В Москве может открыться приют для роялей

«Со мной ты разделишь и грусть, и печаль, мой старый, усталый рояль» - очевидно, эти строки из некогда популярной песни лучше всего характеризуют отношение пианиста Петра Айду к старинным роялям. Вот уже несколько лет он посвятил поискам этих редких инструментов, которые называет «свергнутыми королями».

Печально, но часть из них была найдена им буквально на помойке. По словам Петра, в таких местах рояль найти нельзя, но важные детали иногда можно. Ему уже удалось восстановить около десятка раритетных инструментов, каждому из которых не менее 100 лет. К счастью, не все хозяева инструментов столь безжалостны, что сразу выкидывают рояли, отслужившие свое, на улицу. Так, первый спасенный Петром инструмент был найден благодаря его хозяйке, позвонившей пианисту с предложением посмотреть старый рояль, который она уже была готова выбросить. Музыкант ответил, что смотреть его не будет, а лучше заберет. Так все и началось.

Транспортировка старинных инструментов – дело непростое. Рояль разбирают на части, а их нужно бережно донести до машины, при этом ничего нельзя ни уронить, ни даже стукнуть – повреждения могут быть необратимы. Заниматься таким делом бесплатно, на одном энтузиазме способны только настоящие альтруисты и фанаты. Реставрация роялей - также нелегкий труд, но зато результат – лучшее вознаграждение для истинных ценителей искусства.

Известно, что наши современные рояли звучат не так, как их предшественники, для которых сочиняли музыку Бетховен или Моцарт. Что же касается роялей прошлой эпохи, то когда они попадают в руки нынешних реставраторов, то иногда это весьма неблагоприятно сказывается на звучании. К счастью, найденные Петром Айду рояли – как правило, уникальные и не испорченные неумелой реставрацией инструменты с замечательным звучанием. Один из них -

рояль знаменитой английской фирмы Collard&Collard с его устаревшей прямострунной системой, фарфоровыми роликами и полукруглыми клавишами. Он был создан в 1870-ых годах и сохранил прекрасное звучание вопреки течению времени.

Уже по тому, что коллекционирование таких предметов не совсем типично, можно предположить, что Петр – личность также необычная. Это молодой музыкант, ему около 30 лет, но он уже достаточно хорошо известен в московской музыкальной тусовке. Айду прошел обучение в Московской консерватории, причем сразу на двух факультетах - фортепьянном и композиторском. Одновременно с этим он занимался в классе органа и на уроках по джазовой импровизации. Затем неутомимый музыкант принялся осваивать старинные инструменты - гитару эпохи барокко и лютню времен Ренессанса. Он стал солистом Московской государственной филармонии, выступал с концертами в России и за рубежом, а также занялся синтезом искусств. Наряду с этим он любит создавать разные оригинальные концептуальные проекты, поэтому к коллекционированию роялей он подошел «с чувством, с толком, с расстановкой».

Петр организовал выставку, на которой можно было лицезреть фотографии, запечатлевшие столь любимых им «музыкальных динозавров» во всем своем великолепии. К каждой фотографии прилагалось описание, где в философском ключе ставилась проблема несправедливого и необдуманного отношения современного человека к старинным инструментам.

В планы Петра входит организовать настоящий приют для роялей. Как говорит сам коллекционер, ведь существуют же приюты для бездомных животных, почему бы не создать что-то подобное и для роялей, потерявших хозяев? Они ведь тоже не могут о себе сами позаботиться. Он хотел бы найти «место, в котором рояли можно будет хранить и сберегать для последующей жизни». Однако для осуществления этой задумки нужно подыскать здание подходящих размеров, а главное, людей, которые согласятся заниматься содержанием в приюте таких необычных постояльцев. А пока Петр не теряет надежды и выступает с концертами, на которых все желающие приобщиться к прекрасному могут услышать благородное звучание роялей прошлой эпохи.