Развлечения

Китайский цирк глазами клоуна

И все-таки они вертятся. Но иногда тарелочки падают и разбиваются – видимо, китайская магия и ловкость ее юных адептов требуют некоторых доработок. Но все же это без преувеличения маленькое волшебство. Конечно, речь идет о Китайском цирке – одном из самых старинных и непревзойденных в мире. Кстати, вы уже знаете, что в Москву вернулась Весна?

Дело в том, что в переводе именно такое название носит китайская национальная труппа Цунь-Тянь – Китайский цирк Весны – который уже приехал в столицу. Сегодня в саду Эрмитаж всего в сотнях метрах от культового места для всей ребятни на Цветном бульваре под открытым небом прошла, можно сказать, “генеральная репетиция” именитого цирка. Гастроли китайской труппы начались с благотворительной акции под названием “Китайское чудо для российских детей” при поддержке Правительства Москвы – на выступление цирка были приглашены воспитанники московских интернатов и детских домов. Происходившее на сцене в течение всего 30 минут действительно впечатляло. Особенно если учесть, что в труппе трудятся дети и подростки – самому старшему из них – 23 года, а самому младшему – чуть больше восьми. Раскрывать таланты многообещающих артистов, как правило, начинают с четырех лет. Однако обо всем по порядку.

Само происхождение китайского цирка вызывает разногласия, но все специалисты сходятся на одном: цирк очень древний – он насквозь пропитан традициями и культурой своей страны. По оценкам некоторых особенно искушенных “антикваров”, ему уже 3000 лет, и его предвестниками были “шоу-мены” императорского двора, чем-то напоминавшие придворных шутов в Средние века. Наверное, нет необходимости говорить, что, по сути, народное творчество – китайский цирк – приобретал новое качество, проходя через века и становясь свидетелем смены эпох. Наконец, настало время, когда сами китайцы стали называть свое детище “представлением ста номеров”.

На сегодняшний день в Китае существуют свыше 250 трупп, и многие из них имеют мировую славу и пользуются почтением в отечестве. Это и не мудрено – европейский цирковой лоск имеет мало схожего с китайским мастерством (стоит отметить, что в цирке – исключительно китайцы). Где еще можно вживую увидеть разбивание кирпичей, поедание стекла, танцы на велосипедах, захватывающие трюки гуттаперчевых мальчиков? А ведь некоторые умельцы Старого и Нового света даже под фонограмму порой толком спеть не могут…

В раскаленном от солнца саду Эрмитажа, тем временем, сегодня выступил молодежный цирк провинции Хенань “Цунь Тянь”. При этом китайская труппа появилась в тандеме с заслуженными коллегами из Московского театра трюковой пантомимы “Кураж”. Вместе им удалось создать атмосферу яркого праздника – время, начиная с сегодняшнего дня, остановилось ровно на семнадцать дней: труппа ангажирована с 15 по 31 июля, и “арендовала” московский театр Эстрады.

Сегодняшняя программа была открыта акробатическим номером – “Китайские тарелочки”: легкость движений и изящество “живых” композиций. Казалось бы, в Советское время рабочие строили те же пирамиды, но юные китайцы, почему-то оказываются ловчее и, видимо, решительнее, выстраивая из тел трехэтажные массивы и умудряясь при этом вращать тарелочки на прутьях. В былое время были серп и молот. Впрочем, юному россиянину было особенно не до аллюзий, потому как в летнем амфитеатре царил праздник – дети пребывали в восторге. На сцене маленькие китаянки демонстрировали чудеса пластики, мастерство эквилибристики и жонглирования. Аттракцион носит название “Игра с ковриками” и обязательно будет в программе гастролеров в театре Эстрады.

Кульминацией выступления по праву можно считать фирменное блюдо китайского цирка, напоминающее театральный выход - “Танцы львов”. Выступление приобретает особенный смысл, если обратиться к символам буддизма. Ведь лев, согласно буддистской традиции, символизирует хорошее начало – удачу – и противостоит злу, представляемому в виде дракона. Более того, лев в буддизме – зверь тысячерукого Бодхисатвы. Таким образом, танец льва символизирует силу и единство, т.е. положительное начало. Это призваны отобразить два артиста, с легкостью инсценирующие танец в цветастой “шкуре” под определенную музыку, которая является очень важным компонентом выступления. Вообще, нужно сказать, что немые номера – редкость в этой разновидности китайского театра.

А еще люди издревле говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более что для этого не нужно ехать в Китай – он сам дарит российскому зрителю Весну.