Развлечения

Майк Паттон: безумный гений на пути в Москву

1993 год. Сцена в Лужниках. Анатолий Крупнов - фронтмен «Черного обелиска», забравшись на огромную колонку, выдает соло на своем басу. Неформалы орут от предвкушения. Крупнов, похоже, тоже в нетерпении от встречи с бескомпромиссной командой, с величайшим азартом разогревает публику. К нам приехали Faith No More. От этого мурашки бегут по коже.

И вот они на площадке. Больше часа безудержного драйва. Майк Паттон словно голодный тигр в клетке прыгает по сцене, издавая абсолютно взаимоисключающие звуки от невнятных хрипов до рулад в духе лучших представителей джаза. Выкладываются все.

Неистовый барабанщик Майк Бордин, клавишник Родди Боттум, гитарист Джим Мартин с неизменной сигаретой в зубах. И, разумеется, басист Билли Гулд, которому настолько понравилось в России, что он, спустя некоторое время, еще заехал в наши края и увез с собой мотоцикл «Урал». Об этом он с иронией поведал Александру Ф. Скляру в замечательной радиопередаче «Учитесь плавать».

Но время идет. От FNM остались положительные воспоминания и записи, да еще безумный Майк Паттон не перестает радовать своими оригинальными проектами.

Вряд ли кто-то решит поспорить о том, что FNM оказало сильнейшее влияние на рок начала 90-х, сравнимый лишь с революцией, которую в свое время совершили Black Sabbath. Казалось, для FNM нет музыкальных границ, они не боялись экспериментов, и успех их во многом зависел от творческого потенциала Майка Паттона.

В 1989 году он влился в FNM, сменив на боевом посту вокалиста Чака Мосли. Сотрудничество с FNM не мешало Майку рубиться в собственной команде Mr. Bungle, существовавшей с 1985 года. На самом деле трудно сказать, в какой из групп Паттон отрывался больше. Скажем так, если в FNM Майк потрясал своим профессионализмом, то в Mr.Bungle ,он брал смелостью и неформатом.

Вряд ли имеет смысл напоминать историю FNM, она давно уже стала достоянием рок- энциклопедий и доступна в Сети. Группа распалась в 1998 году, музыканты разбрелись по разным проектам, оставив фанам шесть полноценных, не похожих один на другой, альбомов, а также синглы и концертные записи. За год до этого они играли в Лужниках, второй и последний концерт в столице. Тем, кто там был - повезло. Правда, Green Grey на разогреве были абсолютно не в тему, хотя это мое частное мнение.

В 1999 году Паттон записывает c Mr. Bungle интереснейший альбом “California”. Помню, какое впечатление произвела последняя песня альбома “Goodbye Sober Day” (До свидания, трезвый день). По сути, Майк исполнил ритуальную песню народа Бали (tsjak tsjak, tsjakkatsjakkatsjakka), от которой добрые балийцы обычно впадают в транс и натурально балдеют. Из соображений безопасности не стану объяснять технику ее исполнения. Лично меня “California” подтолкнула обратиться к этнической музыки, что в последствии существенно расширило музыкальный кругозор.

Затем Паттон вывалился из поля зрения. А спустя пару лет выяснилось, что он продолжает бурную деятельность, более того ,обзавелся собственным лейблом Ipecac и вообще перестал чего-либо стесняться, выпуская из своей рок-мясорубки проект один похлеще другого.

Среди наиболее известных его детищ Fantomas и Tomahawk – музыка, на которую невозможно прилепить ярлык или загнать в определенные рамки. Первый, фантастический коктейль из джаза, трэша, диско и нойза. Второй в какой-то мере реанимирует легендарную группу The Jesus Lizard, благодаря участию в данном проекте ее гитариста Дуэйна Дэнисона. Но это не бездушный клон – Tomahawk уникальное творение, прошедшее через сито таланта и единственного в своем роде вокала Паттона.

На самом деле за плечами Майка уже накопился багаж из целого ряда творений. Он сотрудничает с небезызвестным Джоном Зорном. Его вокал можно услышать на альбомах Sepultura, Kronos Quartet и Bjork (“Medulla”).

Среди последних записей - электронный проект Lovage, хип-хоповый альбом General Patton & The Executioners и совместный проект «Романсы» вместе с норвежским знатоком старинной эстрады Kaada. И это лишь малая доля того, что последовательный любитель творчества гениального безумца может найти, хорошенько поискав в музыкальных завалах.

11 июля Fantomas прибудет в Москву и даст единственный концерт в Зеленом Театре Парка Культуры им. Горького. Это нужно видеть и слышать. Без сомнения, мало не покажется!