Новости

"Униженные и оскорбленные" стали петь и танцевать. Достоевский был бы доволен?

В Москве открылись гастроли Пермского академического театра драмы. В столицу пермяки привезли интересную и в своем роде уникальную постановку – мюзикл, литературной основой которого стал классический русский роман. Автор либретто Вячеслав Вербин выбрал для перевоплощения в мюзикл произведения Достоевского «Униженные и оскорбленные».

За музыкальную составляющую спектакля взялся прославленный композитор Александр Журбин – автор первой отечественной рок-оперы “Орфей и Эвридика”, творчество которого западные средства массовой информации часто сравнивают с творчеством Леонарда Бернстайна. "Он пригласил меня как композитора, и я был счастлив, осуществить этот проект", - сказал Александр Журбин. Композитор признался, что был настолько вдохновлен этой работой, что написал музыку к спектаклю достаточно быстро - всего за шесть месяцев.

Впервые «Владимирская площадь» увидела свет в начале февраля текущего года в Перми.
Художественные руководитель Пермского академического театра драмы, Борис Мильграм, охотно рассказывает о мюзикле: "Владимирская площадь" - уникальный спектакль. Это истинный образец русского мюзикла. Когда серьезная литература переводится на язык поэзии и музыки, получается фантастическое музыкально-драматическое действо. Но Достоевского нельзя просто спеть. Написанную им историю надо рассказать так, чтобы она нашла отклик в душе нашего зрителя".

Зрители действительно ответили создателям настоящей любовью: весной 2005 года спектакль, который позиционировали как "оперу для драматического театра", отправился на Х фестиваль русского театра в Марселе. Позже растроганный директор фестиваля, известный французский актер и режиссер Ришар Мартен, сказал, что "спектакль "Владимирская площадь" сумел схватить за сердце искушенную французскую публику".

Не менее искушенная московская публика сможет лицезреть данное произведение вплоть до первого дня октября. Но, теперь пара слов о своего рода премьере на сцене Малого театра России.

Перед его началом сразу бросилась в глаза одна совершенно не характерная для современных российских мюзиклов особенность – ЖИВОЙ ОРКЕСТР. Видимо в главном драматическом театре страны не предусмотрено оркестровой ямы, поэтому музыканты сидели на левой стороне бельэтажа.

Когда открылся занавес, перед зрителями открылась достаточно скорбная и несколько гнетущая картина – декорации и свет лишь условно, но, тем не менее, достаточно отчетливо вырисовывали затхлую и смрадную атмосферу Владимирской площади Санкт-Петербурга, места, где со времен Достоевского и до наших дней собираются так называемые «отбросы общества» - нищие и обездоленные люди.

Особо запомнился хор нищих, который открывал спектакль. Очень качественно пермские артисты исполняли номер «Подайте, кто сколько может!». Причем, делали это актеры с полной отдачей и физической и эмоциональной. Что бросилось в глаза – в их действиях совершенно не было прохладцы и снисхождения к зрителям, чем грешат зачастую «столичные звезды».

Отмечу, что «Владимирская площадь» была сделана исключительно усилиями труппы Пермского театра и люди, которые раньше имели дело лишь с устным творчеством, запели.
Да, несомненно, это делает честь постановщикам и инициаторам спектакля, но все же то, что человек, поющий со сцены, не обладает даже элементарными певческими навыками – это заметно. Нет, в этот вечер в зал неслись и великолепные голоса, но основная картина была немного удручающей.

Мюзикл, в постановке питерского режиссера Владислава Пази, был построен на контрастах: лирические сцены сменялись сценами бурного веселья.

В общем можно сказать, что из произведения великого Достоевского «родители» «Владимирской площади» попытались сделать элементарный эстрадный хит, а рекламный слоган довольно часто звучавший на телеканалах « «Нотр-Дам» отдыхает» в полной мере оправдал себя. Многие сольные номера, по всей видимости, были рассчитаны на то, что бы в дальнейшем повторить судьбу многострадальной «Bell».

Но, остается непонятным – для чего при производстве мюзикла, претендующего на массовый успех, его создатели «пытали» великое произведение русской классики?

Некоторые сцены поразили, и даже возмутили своей направленностью на успех у западной публики – этакие стереотипные русские примочки: цыгане, разудалые пьянки…. Все время ожидалось, когда же на сцене нарисуется бурый медведь, спокойно гуляющий по улице города….

Но, вместе с тем, ясно одно, что при должной работе, «Владимирская площадь» может стать хитовым спектаклем.

Ведь, по мнению Александра Журбина, «если бы Федор Михайлович увидел спектакль, ему бы понравилось». Что ж, доверимся творческому чутью метра….

Приведу так же мнение одной из зрительниц Юлии:

«Критиковать «Владимирскую площадь» можно долго и есть за что, было бы желание. Мне, если честно, очень понравилось. У драмы есть своя аура: декорации, костюмы актеров, освещение отлично передают весь спектр разносторонних эмоций - безумное
кабацкое веселье …от безысходности, горькие мысли и страдания потерь, злость и отчаянье от той же безысходности.

В постановке есть горькая ирония, доля юмора, поэтому того давящего драматизма, как в романе Достоевского, нет. Остается надежда на лучшее. Среди актеров хочется отметить девочку Нелли, от ее предсмертной песни у многих в зале наворачивались слезы, графа-подлеца Валковского, честного и гордого отца Наташи и колоритного кабацкого полового. Роль полового была без слов, но своим лицом и жестами он разговаривал очень красноречиво».