Новости

На Кавказе две проблемы: дороги и политика

С давних времен одной из главных транспортных артерий на Кавказе является Военно-Грузинская дорога, которая соединяет Северную Осетию с Грузией. Очевидно, что для полноценного развития региона требуется увеличение транзитного грузопотока через Главный Кавказский хребет. Однако Транскавказская магистраль остается незадействованной, ровно как железнодорожная и автомобильная магистрали вдоль берега Черного моря.

Назревает необходимость строительства Военно-Сухумской дороги, которая обеспечит возможность для коммуникации регионов Северного Кавказа с Черноморским побережьем. Но реализация данного проекта осложняется в связи с неурегулированными локальными грузино-абхазским и грузино-осетинским конфликтами, да и в целом довольно сложными взаимоотношениями между Тбилиси и Москвой.

«Так или иначе, динамичное развитие транспортных коммуникаций упирается во взаимоотношения России и Грузии. Нормализация отношений только-только наступает, а поэтому трудно представить, что в ближайшее время на границе этих стран осуществятся какие-то крупные проекты», - считает автор недавнего доклада МГИМО о российско-грузинских отношениях Андрей Сушенцов.

Роль политических взаимоотношений отмечает и российский эксперт в области экономики Дмитрий Абзалов: "Сейчас инфраструктурные проекты реализуются в основном в виде трубопроводов. Но развитие других транспортных коммуникаций, конечно, тормозится политикой», - рассказал Абзалов в интервью изданию «Большой Кавказ».

Вопрос восстановления транзитных магистралей выходит за рамки дискурса российско-грузинских отношений или локальных конфликтов, особенно если учесть что в строительстве Черноморской кольцевой автострады, не говоря об Армении, блокированной конфликтами уже много лет. Таким образом, развитие транспортного сообщения способно в прямом и переносном смысле сблизить страны огромного региона.