Политика

У праздника 7 ноября оказалось несколько хозяев

"7 Ноября явно перестало быть праздником левых, превратившись в день партийного марша, приватизированный КПРФ", - такой вывод сделал директор Институт глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий по итогам пресс-конференции "7 ноября: чей праздник?", состоявшейся вчера в Независимом пресс-центре. Известный политолог и активный участник левого движения, взяв за отметку вопрос о празднике Великого Октября, проанализировал в целом деятельность и идеологию КПРФ и её лидеров, претендующих на монополию "левой идеи".

По мнению Бориса Кагарлицкого "отмена праздника 7 ноября как нельзя лучше продемонстрировала намерение российской власти отказаться, несмотря всю её на социальную риторику, от привлечения левой идеи для дальнейшего государственного строительства". "Все же прекрасно понимают, что 4 ноября избрано не просто так, а для того чтобы заменить день 7 ноября, годовщину большевистской революции. Так что исторические подробности Смутного времени вряд ли сыграли решающую роль при подготовке и принятии решения", - считает Б. Кагарлицкий, утверждая, что по сути, 4 ноября 1612 года в Москве как раз ровным счетом ничего не происходило: Китай-город уже взяли, Кремль еще не капитулировал, ополченцы Минина и Пожарского отдыхали, а засевшие в Кремле поляки и казаки совещались – сдавать им крепость или ждать подмоги".

Вместе с тем, говоря о введённых в советское время праздниках, Борис Кагарлицкий отмечает одну интересную особенность. По его словам, 1 Мая было сначала полуподпольным праздником, отмечая который сознательные пролетарии демонстрировали свою принадлежность к классу (именно поэтому его по требованию рабочего движения сейчас официально отмечают во многих европейских странах). А 7 Ноября было изначально куда более политизировано. "То, что для сторонников большевизма было датой победы, для их противников было днем исторической катастрофы. Именно поэтому, собственно, Государственная дума и решила этот праздник заменить на что-то нейтральное, всех устраивающее", - считает политолог.

Тем не менее, праздник 4 ноября, несмотря на всю его кажущуюся нейтральность, не оказался общепримиряющим. Дата 4 ноября, похоже, все-таки становится знаковой – для ультраправых групп. "Вполне возможно, что 4 ноября 2006 года мы наблюдали пик мобилизации ультраправых движений в России, - считает Кагарлицкий. - Ультраправые застолбили 4 ноября как свою дату и будут ее отныне отмечать, даже если следующая Государственная дума решит заменить ее другим праздником".

При этом, Борис Кагарлицкий проводит параллель между "Русским маршем" националистов 4 ноября и праздничной демонстрацией коммунистов 7 ноября. "Марши и митинги КПРФ по своей идеологии и лозунгам к революции 1917 года имеют уже весьма малое отношение. Вдохновляемая идеями "русского совершенства", партия Геннадия Зюганова предложит с опозданием на три дня собственную, несколько эклектичную версию "Русского марша" (в значительной степени с теми же участниками), - уверяет Кагарлицкий. - По существу, день "красной" революции занят людьми, солидарными с идеями "белого" движения. Причем в самой радикальной его, черносотенной версии. Нетрудно догадаться, что подобный марш в России 1918 или 1920 года просто бы разогнали. А быть может, и дали бы по нему один-два залпа из ружей – времена-то были жестокие!", подвёл итог обсуждению политолог.