Политика

Андрей Савельев задумался о выходе из "Родины"

Исключение из партии "Родина" председателя её Идеологического Совета Михаила Делягина может стать не последним громким скандалом. Как заявил Дмитрий Делягин во время конференции "Другая Россия" прессе, он сам, как и экс-лидер партии Дмитрий Рогозин находятся в шоке от принятого председателем "Родины" Александром Бабаковым решения о его исключении. Вполне возможно, что следующим кандидатом на выход станет член Президиума партии, депутат Государственной Думы Андрей Савельев, написавший критическую по отношению к руководителю партии статью "Исключение из "Родина" Михаила Делягина - дурной образец внутрипартийных репрессий".

"Михаила Делягина исключили из "Родины" за то, что он вознамерился поучаствовать в форуме "Другая Россия" и не принял ультиматум, который ему был предъявлен: либо откажись, либо мы тебя исключим. Не думаю, что здесь было принципиальное противостояние. "Другая Россия" совсем не такое значимое событие, ради которого можно было "лезть в бутылку". Но тут было дело, как я понимаю, совсем в другом. Делягина, как мне кажется, возбудил сам ультиматум. И лидера партии Александра Бабакова тоже задело упорство, которое оппонент проявлял из-за пустяка, не желая уступить в такой мелочи. И принцип пошел на принцип. Мгновенно было собран Президиум партии, где решение председателя партии было оформлено как решение руководящего органа. Мой голос был единственным против. Да и то прозвучавшим по телефону. Очно побывать на заседании я не успел - надо было ехать в командировку.

Решение Президиума и вся обстановка с этим крошечным по сравнению масштабами стоящих перед страной проблем конфликтом вызвали у меня тягостные размышления. Проблемы-то вокруг большие, но решать их приходится нам - "маленьким людям" в большой политике.

Что связывает меня с партией "Родина", задался я вопросом, когда узнал о скоропалительном исключении из партии Михаила Делягина?

Первое, что напрашивается - идеологическое родство. Это важно, поскольку Михаил Делягин числился в партии в качестве председателя идеологической комиссии. Правда, эта комиссия никогда не работала. Но не по вине Делягина. С молчаливого согласия соратников по партии подготовкой идеологических документов всегда занимался лично Юрий Владимирович Скоков. Но никакой идеологической работой сам Скоков тоже не вел. Зато Делягин выступал очень активно именно как идеолог. Теперь идеолога из партии выбросили. Как мне лично к этому относиться?

Идеология у партии была и была составлена из предвыборной программы блока "Родина" и политических сочинений лидера партии Дмитрия Рогозина. Поскольку нынешний председатель партии сказал, что партия от своего курса не отказывается, значит идеология партии остается прежней. Вместе с тем, идеологии в виде связного текста у партии нет. Есть отдельные, достаточно коротки тексты, затрагивающие малую часть значимых для идеологии аспектов. Теперь лидеры партии идеологами не являются и идеологов вокруг себя не очень жалуют. Как к этому отнестись? Я могу только так: считать, что мне самому очень скоро придется столкнуться с претензиями всяческой мелкой бюрократической шушеры за свои идеологические и научные изыскания. Я ведь тоже, как и Делягин, присягать Путину не собираюсь. Пожалуй, если придется выбирать между партией и собственными идеологическими представлениями у меня не будет желания долго думать - я выберу собственные взгляды. По той мелочи, на которой разошлись Делягин и Бабаков, я бы "бодаться" не стал. Но есть вещи покрупнее, позначимее. И их пора ставить в повестку дня: либо - либо.

С партией меня связывают также человеческие отношения. Одна из таких связей оборвана решением об исключении из партии Михаила Делягина. У нас есть расхождение во взглядах. Скажем, по поводу либерализма. Делягин употребляет термин "либерализм" в позитивном ключе, я - исключительно в негативном. Разно мы применяем термин "национализм". Но что касается экономических воззрений Михаила Геннадиевича, то я их полностью разделяю. В его позиции я вижу близость к своим позициям по поводу событий текущей политической жизни. Эта реакция возникает без всяких там "задних мыслей" и расчетов на реакцию начальства. Получается, что мы - что-то вроде политических мустангов. Любим бегать в табуне, "но не под седлом и без узды". В этом смысле Делягин мне ближе, чем подавляющее большинство родинских бюрократов. Идеологический союз с Делягиным для меня возможен и желателен, а с "орговиками" такого союза быть не может - они не являются источником идей, хотя и могут быть в личном качестве неплохими людьми и профессионалами своей службы. Пусть так, разницу я вижу очень значительную. Если бюрократы гонят идеолога, то я не могу в этом поддерживать бюрократов.

Еще один аспект, который удерживает в партии - обстановка товарищества, взаимной поддержки. Она самым ярким образом проявилась в партии во время политической голодовки в начале 2005 года. В каком-то смысле политическое товарищество выразилось во фракции "Родина" общим неприятием сепаратных действий Глазьева, когда он бросил нас и пошел за славой на президентские выборы. То же можно сказать и о неприятии закулисной сделки Бабурина с врагами "Родина" и постоянном рефрене всех бесед с ушедшими из фракции вслед за Бабуриным: вернитесь, вернитесь!

Как только мне говорят: а зачем нам эти бабуринцы, что от них толку? зачем нам этот своенравный Глазьев? кто знает Делягина? - я начинаю задумываться, а зачем партийному руководству Савельев? В общем-то малоизвестный человек, как и многие другие не желающий ходить в узде. Зачем партии фракция "Родина", если столько замечательно исполнительных функционеров бродит по городам и весям? В принципе разницы между тем, вести ли на выборы по списку "Родины" прежний состав фракции или совершенно новый, разницы нет. Избиратели могут заметить только отсутствие в списке Глазьева и Рогозина. А остальных просто не заметят. Но это взгляд избирателя. А взгляд изнутри таков: кому-то хочется сменить в "Родине" начинку. Именно об этом мне говорит случай с исключением Делягина.

Серостью всегда проще управлять. Это хорошо видно по "Единой России". Люди с головой, понятием о чести и профессиональной этике требуют управления очень высокого уровня. Получится ли такое управление у нынешней "Родины". Пока признаков, что оно справится с этой задачей, я не наблюдаю. Если Рогозин увлекал за собой масштабностью своей фигуры и нивелировал некоторые бюрократические замашки исполкома партии, то теперь такого противовеса нет. Исполком стал в партии тем же, чем правительство в России - своеобразным узурпатором, который не задается вопросом: а как к этому относится народ, на пользу ли это народу?

Луи Буссенар в своей замечательной книге "Капитан Сорви-голова" приводит пример: буры расправились с Оранжевой республикой также, как Великобритания расправилась с самими бурами. В случае с Делягиным мы имеем нечто подобное. С "Родиной" Путин и его компания расправляются так же, как родинская бюрократия расправилась с Делягиным. Реализуется библейский принцип: не судите, да не судимы будете. Многие полагают, что здесь всем и по всем поводам говорится: не осуждай. В действительности вся совсем иначе. Писание говорит: не судите тем судом, которого не хотите для себя самого. Или: вас будут судить тем же судом, что судите вы.

Исключение Делягина навлекает на "Родину" тот самый принцип, который многократно проявлялся в человеческой истории. Осуждая своего соратника таким образом, "Родина" получит стократ усиленные действия против себя. Но принцип будет тот же, тот же суд нам и отсудится в другой ситуации и другом масштабе".