Политика

Партийная деятельность сломала жизнь Григорию Явлинскому

Лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский уделяет всё меньше и меньше времени своей политической деятельности. В интервью газете "Час", Григорий Алексеевич рассказал о своих отношениях с семьёй. В частности, с детьми, которые давно уже не живут в России, пережидая смутные времена в Англии.

- Старший сын, Михаил, к счастью, вырос задолго до того, как я стал известным. Я водил его в обычную школу, был знаком с его учителями, входил в родительский комитет. Мы часто беседовали. А вот младший, Алексей, когда подрастал, попал в сложную обстановку. Я гораздо меньше им занимался, но жена вовремя принимала меры. Однажды после моего новогоднего появления в эфире с сыном жена запретила все подобные съемки. Загордиться Алеша не успел - маленький был. Но стало ясно, что такая популярность производит на него слишком большое впечатление. Еще бы, его показывают по телевизору, о нем что-то говорят. Кроме того, вы знаете, дети любят умничать: с серьезным выражением лица что-нибудь эдакое выдать. Это неестественно. Это неправильно. Поэтому мы с женой старались, чтобы Алексей рос, как и его сверстники. Младшему сыну десять лет было, старшему - двадцать, когда я стал публичным человеком.

...Мой младший сын столкнулся с такой тяжелой жизнью, какую я бы никому не пожелал. В политике, как известно, некоторые не брезгуют ничем: шантаж, угрозы. На старшего сына напали... После этого учителя попросили забрать младшего из школы. Боялись за него и за других детей (чтобы не пострадали заодно). Я обратился в правоохранительные органы, но мне сказали: гарантировать ничего не можем. Пришлось принимать решение.

Алексею было всего 13 лет, когда я отвез его за границу и оставил там одного. Алеша взял на себя все тяготы, оказавшись в чужой стране без языка, без близких людей. Ему было не до моей славы. Многие говорят: "Ага, у вас дети за границей". А я бы посмотрел: согласились бы они на такую жизнь? Да, мой сын смог выстоять перед трудностями. А если бы сломался? Мы виделись с сыном раза два в год. Но разговаривали по телефону каждый день или даже по нескольку раз. Так и сейчас, - рассказал лидер партии "Яблоко".