Политика

Оппозиция пострадала от собственных завышенных ожиданий

Инициированные тремя оппозиционными партиями поствыборные скандалы оказались не только полным "пшиком", но и сказались на их рейтинге самым неблагоприятным образом. Об этом пишет сегодня "Московский комсомолец".

Как отмечает издание, октябрьский демарш трёх парламентских фракций КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России", представители которых заявили о якобы "беспрецедентных" нарушениях во время выборов 11 октября, стал одним из самых значительных событий этого года. Однако доказательств "массовых фальсификаций" от "пострадавших" до сих пор не последовало. "На сегодняшний день КПРФ обратилась в суд лишь с 17 заявлениями, "СР" - с 14, а ЛДПР решило не заморачиваться вовсе", - говорится в статье "Провал операции "нечестные выборы"". По словам политолога Дмитрия Бадовского, "массовых исков особо и нет", а все претензии носят "точечный характер".

Одной из причин молчания оппозиции является то, что она "не смогла подтвердить свои громкие заявления", поскольку "готовилась подтверждать только хорошо подготовленные экспромты". Например, ещё на старте предвыборной кампании с подачи лидера думской фракции "эсэров" Николая Левичева был вброшен тезис о прогнозируемых нарушениях и фальсификациях в ходе досрочного голосования. Однако факты явно свидетельствуют об обратном: только в Москве из 7 млн избирателей открепительным удостоверением воспользовались 63 тысячи граждан, которые при всём желании вряд ли смоли бы сыграть ключевую роль в определении итогового результата. "Понятно, что это хорошо для шума, но явно недостаточно для того, чтобы устроить поток исков в суде", - отмечает издание.

То же самое касается и "интриги" со снятием кандидатов от оппозиции. По данным ЦИК, в регистрации было отказано порядка 10% кандидатов, причём очень многие не смогли пройти этот этап исключительно из-за собственной юридической неграмотности, предоставив в избиркомы неправильно оформленные заявления или неполный пакет документов.

Более того, если кто и проявлял активность в противодействии кандидатам от оппозиции, так это их же коллеги из других, точно таких же оппозиционных партий. Так, например, представительницу "Справедливой России" на выборах в Мосгордуму Галину Хованскую пытались снять с дистанции "яблочники". А кандидаты от КПРФ и ЛДПР требовали отмены регистрации "эсэра" Олега Шеина, баллотирующегося на пост мэра Астрахани. В результате, на сторону "пострадавших" оппозиционеров встали государственные органы, защитив их права и позволив продолжить борьбу. Это, впрочем, не помешало тому же Шеину заявлять о фальсификации итогов выборов, однако до обращений в суд - по крайней мере пока - так и не дошло.

Справедливость итогов выборов подтверждается и социологическими опросами. Гендиректор ВЦИОМ Валерий Фёдоров напоминает, что перед выборами публиковалось только два исследования "Левада-центра". "И их выводы не сильно расходятся с результатами голосования. Оппозиция, которая сейчас ссылается на социологические исследования, до выборов их даже не заказывала", - цитирует главу ВЦИОМ "МК".

Дмитрий Бадовский считает, что "оппозиция в этом году стала жертвой собственных завышенных ожиданий. Год начинался как кризисный, и все оппозиционные партии входили в него с такими настроениями, что наличие экономических проблем и социальных трудностей сами по себе дадут много голосов, даже если они не будут чего-то особенно делать и прикладывать какие-то сверхусилия", говорит политолог. Но эти надежды явно не оправдались - "граждане апеллировали именно к действующей власти, к её способности минимизировать влияние кризиса и обеспечить выполнение всех социальных обязательств", утверждает Д. Бадовский.

Политолог Дмитрий Орлов в свою очередь считает, что в результате этого скандала оппозиционные партии только потеряли в рейтинге, дезориентировав своего избирателя. "Мы видим, на самом деле, традиционную картину, много раз уже повторявшуюся, , когда заявления о массовых фальсификациях в процессе сбора фактов и разбирательств в судах лопаются, поскольку не находят подтверждения", - говорит политолог. Кроме того, по мнению Орлова, жизнь опровергла тезис о бесполезности обращения в суды в тех случаях, когда имеют доказательства нарушений. В частности, так было в Дербенте, где Верховный суд оставил в силе решение об отмене результатов голосования. "Избирательная система, точнее, российская система власти, включая судебную систему, в остаточной степени эффективна для разрешения внутриэлитных кризисов и кризисов, которые возникают в рамках избирательных кампаний",- подчеркивает Д. Орлов.