Религия

Траурная процессия с телом Алексия Второго пройдет сегодня по улицам Москвы

Говорят, смерть всегда неожиданна. Кончина Предстоятеля Русской православной церкви воистину оказалась таковой. Еще накануне он служил. Вначале долгую литургию - в Успенском соборе Кремля, потом молебен - у мощей святого патриарха Тихона в Донском монастыре. (В обители, на кладбище которой покоятся и останки первого духовника Святейшего – человека, которого он очень любил и к которому относился с особым почтением и с теплым чувством – протопресвитера Александра Киселева, несколько лет тому назад ушедшего из жизни). Но богослужение лишь придает силы молитвеннику, а кроме того, казалось, что Святейший чувствует себя лучше после только что завершившегося лечения в Германии.

Лишь на другое утро, после известия о кончине патриарха, стало понятно, сколь провиденциальными стали последние события земной жизни Святейшего. И служба в самом сердце России - в главном храме первопрестольной столицы. И молитва у мощей своего предшественника, которому, как и спустя 70 лет Алексию Второму, выпала участь вступить в новое, по сути совершенно и н о е, время.

Принадлежавший к роду эстляндских немецких баронов Алексей Михайлович Ридигер (таково было мирское имя будущего патриарха) родился в Таллинне в семье глубоко верующих православных родителей. Предки патриарха почти 300 лет тому назад осели в России.

Алексей стал священником чуть позже своего отца. Михаил Ридигер уже в зрелом возрасте решил посвятить себя служению церкви. А вот монахом молодой батюшка Алексий – воспитанник Ленинградской духовной академии – стал не сразу. Лишь в 1961-ом году был совершен иноческий постриг. И снова с именем Алексий. Во имя святителя Алексия Московского. Теперь Святейший и упокоится рядом с мощами своего Небесного Покровителя.

Взлет молодого иеромонаха Алексия был стремительным. Едва ли не самый молодой член епископата РПЦ вскоре становится управляющим делами Московской патриархии. Впрочем, даже проводя большую часть времени в Москве, владыка Алексий никогда не забывал о горячо любимой им Эстонии. Лишь благодаря его стараниям, его дипломатическому умению находить «общий язык» с власть предержащими (а это было особенно актуально и в то же время так несказанно трудно делать в эпоху хрущевских гонений на церковь), его решимости идти на мучительный компромисс с безбожниками, удавалось спасать и монастыри (в том числе и эстонскую Пюхтицкую женскую обитель) и храмы, удавалось спасать церковь.

Когда же в день Преображения Господня, 19-го августа 1991-го года, власть в СССР оказалась узурпирована ГКЧП, тогда уже патриарх Алексий Второй возвысил свой голос в защиту свободы и не стал молитвенно поминать временщиков, поразив своей решимостью собравшихся в Кремле на праздничное богослужение. «Власти у нас нет» - сказал тогда Святейший.

Абсолютно принципиальной была его позиция и по вопросу о Царских останках. Невзирая на весьма сильное давление со стороны еще ельцинского окружения, патриарх так и не согласился признать «екатеринбургские останки» подлинными. Одновременно Святейший всегда считал, что Царская семья (канонизированная также при Алексии Втором) должна быть реабилитирована, и это случилось незадолго до его кончины.

Летом 1990-го года уже митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий был избран Патриархом. Начался последний период его жизни – служения Богу в первосвятительском сане, время длиной в 18 лет.

Тогда в Троице-Сергиевой Лавре, где заседал после кончины патриарха Пимена первый в советской истории свободный Поместный собор, мало кто думал, что изберут именно митрополита Алексия. Были и другие кандидатуры. И митрополит Антоний Сурожский – великий пастырь и проповедник, и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, и митрополит Филарет (Денисенко)… Но если первые две кандидатуры вряд ли могли собрать голоса – владыка Антоний не имел российского гражданства (по тогдашним, советским еще, законам это было необходимо), а митрополит Питирим был уже в преклонные годах, то многие ожидали, что патриаршую кафедру возглавит впоследствии ушедший в раскол Филарет. Бог судил иначе. Первосвятителем стал занимавший вторую по значимости кафедру РПЦ митрополит Алексий.

История - а уж тем более церковная - не знает сослагательного наклонения. Как сложилось бы, окажись во главе РПЦ другой иерарх, говорить попросту бессмысленно. За время же руководства церковным кораблем патриархом Алексием РПЦ стала мощной силой. Роль церкви стала значимой, ее голос слышен повсюду. Церковь возрастала храмами и монастырями, увеличивалась паствой. Среди нее – паствы - быть может, «захожан» все еще больше, чем прихожан, но, ведь, Господь само такое «намерение приветствует…и расположение хвалит»…

И опять говорят – «все это было бы, окажись на первосвятительской кафедре и любой другой архиерей». Но…пусть говорят. Оказался он. Патриарх Алексий Второй.

При нем произошло и историческое объединение РПЦЗ с Матерью-Церковью.

Более чем значительна была и роль Святейшего в том, что церковь осталась не вовлеченной в межпартийные склоки и противодействия и прежде всего в кровавую осеннюю смуту 93–го года. Напротив, патриарх приложил все усилия для того, чтобы эта смута была прекращена.

Личным решением Святейшего стал замысел объехать все епархии РПЦ. Примечательно, что то же самое и в то же время, только в части пределов Католической церкви, делал и покойный папа Иоанн Павел Второй.

Алексию Второму удавалось уравновешивать правых (РПЦ весьма активно влияла, например, на политику католического прозелитизма на своей канонической территории) и «либералов» (год назад Святейший посетил Собор Парижской Богоматери, где молился перед Терновым венцом Спасителя).

И хотя «модернистские» течения внутри РПЦ переживали не лучшие времена, однако их адепты (включая и так называемых »кочетковцев») все время могли прочитать меж строк полное терпимости отношение патриарха – «вас не тронут».

И также в недавние времена Святейший до последнего ждал раскаяния мятежного Диомида, прежде чем принять решение об извержении из сана борца с ИНН и мобильной связью.

Главное же было в другом. Он был великим молитвенником. И об этом то ли забывают, то ли - что хуже - предпочитают не вспоминать. И не только в светских, но даже и в иных, церковных СМИ. А между тем, ведь, это-то и есть самое главное для Предстоятеля. Для того, кто молится о всей Полноте Церкви. Воистину молится «о всех и за вся». Это–то и есть для него единое на потребу.

Он молился до последнего своего дня. До последнего часа своего и последнего воздыхания. Оставшись подлинным молитвенником. Истинным Предстоятелем перед Богом.

Александр ГРЕЙ