Общество

«Буханка» унижает человеческое достоинство

Сыктывкарский городской суд Республики Коми приступил во вторник к рассмотрению по существу иска члена правления местного отделения «Мемориала» Эрнеста Мезака к патрульно-постовой службе городского УВД. Он требует признать негуманными и унижающими человеческое достоинство условия перевозки задержанных в машинах УАЗ, которые называют «буханками».

Поводом к обращению в суд послужил инцидент, произошедший в конце 2007 года. Тогда по инициативе «Мемориала» у городского монумента «Скорбящий воин» прошло богослужение в память солдат из Коми, погибших в Афганистане и Чечне. Перед скульптурой зажгли 157 свечей (по количеству погибших) в пластмассовых стаканчиках. Когда вечером Мезак стал убирать стаканчики, его задержал милицейский патруль, заподозрив в хулиганстве. Члена «Мемориала» посадили в «уазик» к двум пьяным. «В машине стояла кромешная тьма, было холодно, ниже минус 15 градусов, — пояснил Мезак в суде. — Зная привычку патрульно-постовой службы ездить до тех пор, пока не заполнится вся машина, я обеспокоился своим здоровьем и позвонил знакомому с просьбой принять меры для моего освобождения». Хотя его выпустили через 20 минут, он посчитал необходимым привлечь внимание общественности к условиям содержания в «буханке».

Правозащитник ссылается на нормы Европейского комитета по предупреждению пыток и Европейского суда по правам человека. Комитет требует от стран — участниц Европейской конвенции по предупреждению пыток (в их число входит и Россия), чтобы автомобильные боксы для задержанных были теплыми, освещенными и снабженными приспособлениями для сохранения устойчивости арестованных при движении машины. А отечественная «буханка», по мнению Мезака, нарушает статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод («никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию»).

Представитель УВД Сыктывкара Татьяна Кашкина попросила истца уточнить претензии. «Холодно — это бесчеловечно, темно — это унижает человеческое достоинство», — ответил он с горьким юмором.

Задержавшие его сотрудники патрульно-постовой службы Степан Михайлов и Максим Филиппов высказали уважение к правам человека и не отрицали факт помещения правозащитника в «уазик». Но Филиппов заявил, что Мезак мог вообще-то не садиться в «уазик». «В его действиях не усматривались признаки административного нарушения», — признался он. Но зачем тогда Мезака задержали, милиционер ответить затруднился.

Кашкина предложила суду дополнительно допросить экипаж «буханки» и привлечь в качестве третьего лица госучреждение «Автохозяйство МВД по Республике Коми». Истец поддержал это ходатайство, после чего судья Роман Ошманкевич назначил следующее судебное заседание на 16 мая.