Британские ученые

Экипажу «Атлантиса» придется провести на орбите на день больше из-за проблем со здоровьем

Сегодня NASA отложило первый выход экипажа шаттла «Атлантис» в открытый космос. Это уже не первое осложнение, возникшее во время миссии шаттла, запущенного на орбиту 7 февраля. Неприятности начались еще во время запуска, и продолжились по сей день, но NASA настроено оптимистично, предполагая, что график полета корабля не должен нарушиться.

Несчастному «Атлантису» с самого начала пришлось несладко. Изначально запустить его планировалось 16 декабря 2007 года, но запуск откладывался, как минимум, семь раз из-за неисправности топливных датчиков. Последний раз старт был назначен на 7 февраля, но и тут обнаружились несостыковки. На эту же дату был запланировал старт космического корабля «Прогресс М- 63», но его пришлось перенести на 5 февраля ввиду того, что МКС не сможет принять два корабля одновременно.

С назначением точной и окончательной даты старта «Атлантиса» не кончились его злоключения. Техники прежде всего переживали за непокорный топливный шланг, не желавший принимать необходимое положение при закрытом шлюзе. Однако, бунтующий шланг таки удалось подчинить воле техников, и корабль успешно стартовал в 22:45 мск. Правда, и тут не обошлось без некоторых накладок. На 110 и 112 секундах полета от шаттла отвалилось несколько кусков монтажной пены, покрывавшей топливные баки. Один из них, предположительно, задел обшивку, но после тщательного обследования ее камерой наружного наблюдения, закрепленной на механической «руке» шаттла, выяснилось, что повреждений нет. Однако позже выяснилось, что на термозащитном покрытии в районе двигателя корабля все-таки имеется небольшой разрыв. Идентичные повреждения шаттл получил еще в июне 2007 года, во время предыдущей миссии. Тогда астронавту Джону Оливасу пришлось ремонтировать хоть и не значительный, но разрыв, прибегнув к каким-то, совершенно кустарным, методам. Оливас закрепил оторванный фрагмент покрытия, используя медицинский инструмент для наложения скобок, при этом закрепив себя на механической руке-манипуляторе «Атлантиса». Специалисты NASA , между тем, заявили, что особой необходимости в этом и не было. Но все-таки, учитывая склонность американских шаттлов разваливаться в полете и «радовать» астронавтов техническими неполадками, лучше было действительно перестраховаться.

Основные проблемы настигли «Атлантис» уже непосредственно в космосе. У одного из членов экипажа – немецкого астронавта Ганса Шлегеля – резко ухудшилось самочувствие, что помешало установке модуля «Колумбус» и продлило миссию на один день. Согласно намеченному плану, астронавт NASA Рекс Уолхейм и немец Ганс Шлегель должны были на семь часов выйти в открытый космос, чтобы установить «Колумбус», доставленный шаттлом на МКС, по правому борту модуля «Хармони». Но незадолго до этого экипаж корабля связался с медиками на земле, чтобы проконсультироваться на тему состояния 56-летнего Шлегеля, которое неожиданно ухудшилось. Представитель программы Space Shuttle в Космическом центре Джон Шеннон заявил, что особых причин беспокоиться за здоровье и жизнь Шлегеля нет, но подробностей о состоянии здоровья астронавта журналистам и общественности не узнать, так как это – медицинская тайна.

Между тем, Шлегель человек бывалый, входящий в отряд астронавтов Германии с 1987 года. На его счету один рейс на шаттле «Коламбия» продолжительностью 9 суток 23 часа и 40 минут. В 1995-1997 годах он принимал участие в совместной российской-германской космической программе «Мир-97» как космонавт-исследователь дублирующего экипажа.

Пока план NASA таков: заменить Ганса Шлегеля американским астронавтом Стэнли Лавом, который будет заниматься установкой «Коламбуса» и продлить миссию на один день. В связи с тем, что Лава придется заново готовить к выходу в открытый космос, установка «Коламбуса» перенесена на понедельник 11 февраля. Вероятно, к моменту второго выхода в космос состояние немецкого астронавта улучшится, и он сможет принять участие в запланированных работах вместе с другим напарником – Рексом Уолхеймом. Всего выходов в открытый космос намечено три.

Григорий Туманов