Социум

Вся правда о ЕГЭ

Только-только прошла пора выпускных экзаменов в школах. Но по-прежнему всем школьникам и учителям не дает покоя Единый Государственный Экзамен. Несмотря на то, что ЕГЭ отроду уже несколько лет, его все обсуждают, обсуждают, обсуждают. Хвалят, ругают, но никуда не деться, и на следующий год российским школьникам придется его сдавать, этот спорный, скандальный ЕГЭ.

Мы попытались прояснить позицию по ЕГЭ у ярого противника этого нововведения - президента Всероссийского Фонда Образования, одного из лидеров движения «Образование для всех», доктора педагогических и философских наук, профессора, академика – Сергея Константиновича Комкова.

Откуда взялся ЕГЭ?

- ЕГЭ впервые появился во Франции в середине 60-х годов. Французы несколько лет эту систему опробовали. Они даже перешли на нее, как на основную систему, но через 4 года в 1967 году они поняли, что совершили большую ошибку, и перешли опять на традиционную систему оценки знаний по окончании школы и университета. В свою очередь у французов ЕГЭ переняли американцы.

США завезли эту систему к себе – она им очень понравилась, потому, что их ментальность очень близка «кроссвордному» мышлению. Они любят, походя, дожевывая огромный бутерброд заглянуть в кроссворд и там что-то там разгадать. Поэтому, американцам эта тестовая система оценки знаний очень понравилась. Они ее ввели повсеместно. И она сотворила с ними очень злую шутку. Билл Гейтс, в феврале выступая на конгрессе губернаторов, сказал, что американская школа в провале. Весь ужас в том, что они не занимаются развитием мыслительных способностей у своих учеников и студентов, они занимаются натаскиванием их на ту или иную конкретную задачу или готовят к ответу на конкретные вопросы.

Это очень опасная вещь. Потому, что если ты не учишь вкапываться вглубь и не учишь в самых непредсказуемых ситуациях искать решение, а твой ученик просто перебирает в памяти все возможные варианты, которые он до этого знал и уже из них выбирает, как в игре «Кто хочет стать миллионером», вот это и есть зло.

Вся Европа от единого государственного экзамена на сегодня отказалась. Во Франции еще остались некоторые элементы, но они второстепенны, дополнительны. Там система приема в ВУЗы традиционная и в некоторых заведениях применяют тестирования, но как добавочную форму контроля знаний.

Как ЕГЭ оказался в России?

- Попытка перевести на ЕГЭ у нас, связанна в первую очередь с финансами, а именно с ГИФО. Что такое ГИФО – это государственное именное финансовое обязательство, которое должно выдаваться ученику по результату сдачи ЕГЭ: чем выше ты получил результаты по ЕГЭ, тем более наполняемый получаешь ГИФО. Такая была идея.

Что мы имеем на самом деле? Сегодня государству никто не верит. Государство выдало такое множество финансовых обязательств, что этими обязательствами можно обклеить Останкинскую башню. Оно выдало обязательства военнослужащим, уволенным в запас, переселенцам, вынужденным мигрантам, многодетным семьям. Когда с этими «бумажками» приходят в какой-либо орган власти, на него смотрят, как на чудака и говорят «Ну, будешь ждать - три года или десять лет...»

Поэтому, когда сегодня ректорами ВУЗов ощущается острая нехватка средств, и ему говорят, что необходимо принимать студентов с ГИФО, руководитель учебного заведения задает себе вопрос «А что я буду с ним делать? - казначейство мне его реализует через какое-то время, а то и вообще откажется реализовывать».

В этом и есть причина того, что ректоры, все же предпочитают брать живые деньги, то есть брать платных студентов. Кроме того, ГИФО самой высшей категории сегодня составляет 14000 рублей в год, а это примерно 450 долларов. Обучение студента по таким специальностям, как «физика», «математика», инженерные специальности сегодня обходятся от 2500 до 3000 долларов в год.

Но это ГИФО высшей категории, которые получают единицы. В прошлом году, из 800000 сдававших ЕГЭ, высшую оценку получили только 275 человек. Дальше идет снижение суммы по категориям – всего 4 категории ГИФО. Низшая категория составляет 1500 рублей в год. Это самое натуральное издевательство. Тебе вроде дали деньги, а на самом деле не дали. Это сродни детским пособиям в 70 рублей.

ЕГЭ создавалось для того, чтобы внедрить ГИФО, а оно в свою очередь является государственным надувательством. Кроме того, ЕГЭ имеет еще целый ряд серьезных опасностей. Когда ЕГЭ активно пытались внедрять, распространялся миф о том, что это будет борьба с коррупцией в сфере образования. Говорилось, что в сфере от 4,5 до 20 миллиардов долларов теневого оборота в год. На самом деле, весь этот теневой оборот не просто сохранился, а он даже усилился.

Каким образом?

- Во-первых, теневой оборот переносится на сферу, совершенно не относящуюся к образованию. Те, кто печатает сертификаты - между ними идет борьба. Кто получит право…. А кто принесет больший чемодан денег, тот и имеет право. Идет борьба за то, где и как проводить этот ЕГЭ. Определяет место вроде бы министерская комиссия. На самом деле это право получают те, кто принесет определенную сумму денег. То, есть люди покупают эти места.

Ну, и, наконец, результаты ЕГЭ подделываются, причем очень активно. Это вполне возможно, мы даже знаем, как это делается – по этому поводу заведено даже несколько уголовных дел.

Есть еще один момент – идет натаскивание на ЕГЭ. Практически сегодня мы видим очень опасное явление, тот самый процесс американизации школы, когда идет не решение задач, проработка теорем, как это делалось раньше при подготовке в ВУЗы, а идет просто натаскивание на ЕГЭ. Вот, есть задания, и ученика просто по этим задания натаскивают, чтобы он автоматически, когда придет время сдавать ЕГЭ, смог поставить галочку в нужный квадратик. Таким образом, коррупция перенеслась в другую сферу, она перенеслась, как многие считают, в сферу школьную.

Но на самом деле, я бы сказал, не в школьную, а околошкольную, потому, что в самой школе этого нет, а вот, около школы есть. Короче говоря, Единый государственный экзамен, это авантюра чистой воды, на которую тратятся огромные суммы. Например, в прошлом году на него было затрачено около 1 миллиарда рублей, и в этом году расходы еще увеличатся. Так, что ЕГЭ – это очень опасная авантюра, которую затеяло наше государство.

Есть ли альтернатива Единому Экзамену?

- Альтернатива сегодня очень простая – сегодня нужно остановить все вот эти реформы. То, что модернизация образования должна идти, это понятно. Но, она должна идти не ради того, что бы просто внести изменения, не ради того, чтобы откачивать деньги, а для того, чтобы совершенствовать систему образования. Да, в этой системе многое нуждается в преобразовании – система профессионального образования, система стандартов, работа над усовершенствованием учебных планов, очень много проблем…. Но, делать это нужно очень осторожно, очень внимательно, серьезно прорабатывая каждый шаг, проводя экспертизу этих шагов, не ударяясь однобоко в те или иные инновационные проекты. Но, самое главное – эти шаги должны подвергаться мощной общественной экспертизе.