Социум

Говард Ф. Лавкрафт: великий проводник в мир потаенного страха

В кинозале включили свет. Удовлетворенный, я поднялся из кресла и отправился к выходу. Старик Ромеро не подкачал: примерно этого я и ожидал от «Земли мертвецов». Вместе с тем из всех его кинолент, посвященных зомби, явным фаворитом остается второй фильм – знаменитый «Рассвет мертвецов» (или «Зомби в супермаркете»).

Но чего-то не хватало. Вернувшись домой, я понял чего. Не хватало ощущения мурашек по коже, подсознательного ужаса, щекочущего нервы. При всем уважении к именитому режиссеру, фильм не получился по-настоящему страшным. Это скорее притча о последних днях человечества, чем фильм ужасов. Поскольку загадка разрешилась, захотелось добрать ощущений, и я снял с книжной полки том с рассказами Говарда Филлипса Лавкарфта.

Почему, спросите вы? Все очень просто - ничего более страшного я в жизни не читал. Автор давно считается классиком жанра. Его необычная проза повлияла на таких мастеров ужаса как Стивен Кинг, Клайв Баркер и целую плеяду американских фантастов. Более того, с почтением к Лавкрафту относились Хорхе Луис Борхес и Хулио Кортасар. Между тем до недавнего времени творчество Лавкрафта в России знали лишь очень немногие. Зато сегодня у каждого есть возможность погрузиться в мрачные миры великого затворника, который словно сам сошел со страниц своих мрачных книг.

Говард Филлипс родился в Провиденсе, штат Род-Айленд 20 августа 1890 года. Собственно, здесь он почти безвыездно прожил свою жизнь.

В мальчишеском возрасте Лавкрафт был одинок и часто болел, причем у недугов была психологическая подоплека. Видимо, по причине замкнутости, он рано увлекся творчеством, много читал и со временем выучил несколько языков. Уже в юном возрасте начал писать стихи и даже статьи по химии, географии и астрономии, для любительских журналов. Распространялись они в основном среди одноклассников, друзей и соратников. Однако в 1908 году, за год до окончания учебы, Лавкрафт перенес нервное расстройство, которое вынудило его покинуть школу без диплома об окончании. По этой же причине он провалил вступительные экзамены в университет Брауна.

"Постоянные головные боли, бессонница, а также общее нервное расстройство подорвали мою возможность концентрировать внимание на каком-либо предмете, что, в свою очередь, закрыло мне дорогу в колледж”, - признается впоследствии мастер ужасов.

В период с 1908 по 1913 год Лавкрафт стал настоящим отшельником, едва спасаясь от помешательства, занимаясь астрономией и поэзией. Сто ит отметить, что из этого состояния Лавкрафт вышел довольно необычно. На страницах журнала «Корабль» он обнаружил любовные истории некоего Фреда Джексона. Этот текст настолько вывел из себя Говарда, что он направил в редакцию журнала гневное письмо. Оно было опубликовано в 1913 году и вызвало бурю протеста от почитателей Джексона. Лавкрафт был вынужден включиться в горячие дебаты в колонках читательских писем "Корабля". На оживленную полемику обратил внимание Эдвард Даас, президент объединенной ассоциации писателей-любителей UAPA (United Amateur Press Association), группы писателей, которые издавали свои собственные журналы. Даас предложил Лавкрафту вступить в UAPA, что он и сделал в начале 1914 года.

Так Лавкрафт стал издателем собственного журнала «Консерватор», в котором начал публиковать свою поэзию, статьи и эссе. Затем он займет кресло президента и главного редактора UAPA. И тут начинается самое интересное - Лавкрафт возвращается к написанию не просто прозы, а фантастических рассказов. В 1917 успешно издаются «Склеп» и «Дагон». Теперь основным занятием и увлечением автора становится именно проза, поэзия и журналистика.

В 1923 году он женится и переезжает к жене Соне в Бруклин. Но почти сразу же на семейную пару обрушились неприятности: магазинчик жены обанкротился, Лавкрафт упустил шанс стать редактором журнала-компаньона «Ужасных Историй», который приобрел несколько его ранних рассказов. 1 января 1925 года Соня уехала в Кливленд, чтобы работать там, а Лавкрафт переехал в однокомнатную квартиру рядом с нездоровым районом Бруклина Ред-Хуком. Его проза стала унылой и мизантропической. В это время он пишет «Кошмар в Ред-Хуке» и «Он». В начале 1926 Лавкрафт решает вернуться в Провиденс, по которому скучает все это время. В 1929 году его брак распадается.

В Провиденсе Лавкрафт путешествует по старинным местам и плодотворно работает. В это время он пишет одни из самых лучших своих вещей, среди которых «Зов Ктулху», «В горах безумия», «Тень Безвременья». Параллельно он переписывается со своими старыми друзьями и молодыми авторами, чьи имена сегодня знают большинство любителей фантастики. Среди них - Август Дерлет, Дональд Уондрей, Роберт Блох, Фриц Лейбер. Лавкрафт также пишет статьи, не оставляя без внимания проблемы в области политики и экономики, философии и литературы, истории и архитектуры.

Однако последние годы жизни стали для Лафкравта невыносимыми. Он переживает череду смертей родных и близких ему людей, включая самоубийство Роберта Говарда - легендарного создателя Конана-Варвара. В конце концов, Лавкрафт впадает в депрессию и умирает от рака 10 марта 1937 года.

Писателя похоронили 18 марта 1937 года на фамильном участке на кладбище Свон Поинт. На простом надгробии помимо имени, дат рождения и смерти, всего одна надпись - "I AM PROVIDENCE"... (Providence – имя собственное (город в котором родился писатель) и нарицательное - провидение).

При жизни Лавкрафта так и не вышла ни одна его книга. Произведения писателя были разбросаны по несчетному количеству любительских и дешевых журналов. Однако его друзья - Август Дерлет и Дональд Уондрей - все-таки издали полноценную книгу в твердой обложке и основали для этого издательство "Эркхэм Хаус. С тех пор прошло много лет, книги Лавкрафта пользуются заслуженной популярностью, переводятся на десятки языков и расходятся многотысячными тиражами.

Так что же привлекает читателей в его книгах? Основная тема произведений Лавкрафта – страх неведомого, одно из самых древних и сильных человеческих чувств. «Испытывать ужас перед кем-то или чем-то свойственно каждому, испытывать беспричинный ужас — особенность тонких, чувствительных субъектов, но признать ужас главной и определяющей константой бытия — на это способны не многие, и Лавкрафт один из них», сказано о писателе.

Действующие лица произведений по воле автора попадают в ситуацию, которая заставляет их проявить свою сущность в момент наивысшего переживания, когда страх переполняет их, вытесняя остальные чувства. Ситуация человека перед лицом смертельной опасности рождала в Лавкрафте стремление создать нечто ужасное и в то же время реальное, способное проявляться как во внешнем мире, так и внутри человека. Все его ужасные создания являются попыткой защитить человека от себя самого, направив его страх на источник внешней угрозы. Тем самым автор дает некоторые ключи к пониманию сущности человека, что, в свою очередь, дает возможность избавиться от чувства страха.

Хотите испытать это на себе - не спешите включать DVD и искать среди дисков свой любимый ужастик. Лучше откройте сборник Лавкрафта, и вы узнаете, что такое притаившийся страх.

По материалам: Lovecraft.ru, Gothic.ru, Лавка Языков

Читайте также: Битники: «разбитое поколение» в поисках свободы

Валентин Хагдаев: ортодоксальный шаман в центре мегаполиса

и другие истории об интересных людях в рубрике "Социум".