Социум

Касьянов удостоился аудиенции

Как известно, новый канцлер ФРГ Ангела Меркель прекрасно говорит по-русски. Возможно, именно поэтому она обращает пристальное внимание на установление личных контактов не только на официальном уровне. Сразу после встречи с президентом РФ Владимиром Путиным госпожа Меркель отправилась налаживать связи с представителями российской политической и культурной элиты, а также религиозными деятелями.

Среди приглашенных были спикер Госдумы Борис Грызлов, лидер СПС Никита Белых, главы комитетов Госдумы и Совета Федерации по международным делам Констанин Косачев и Михаил Маргелов, митрополит Кирилл, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, главный раввин РФ Берл Лазар, писатель Владимир Сорокин и режиссер Юрий Любимов. Были и правозащитники – глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, глава совета при президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова. Несколько особняком среди гостей держался экс-премьер Михаил Касьянов – его единственного канцлер удостоила десятиминутной беседы с глазу на глаз.

О чем беседовали бывший премьер России и новый канцлер Германии, в точности неизвестно. По информации издания «Газета», Михаил Касьянов сообщил журналистам, что разговор был посвящен перспективам развития политической ситуации в России. "Канцлер сказала мне, что в курсе моих планов, и они вызывают у нее одобрение, - заявил экс-премьер журналистам. - Она предложила продолжить разговор в Германии, и я согласился".

Михаилу Касьянову, разумеется, лестно выглядеть важной фигурой, которую на самом высоком уровне приглашают «продолжить разговор» с главой иностранного государства. Но, если смотреть на вещи трезво, кто такой сейчас Михаил Касьянов? Глава консалтингового агентства? Бывший премьер-министр? Несостоявшийся лидер Демократической партии России, проигравший борьбу за кресло вождя малоизвестным политтехнологам? В качестве кого, собственно, канцлер ФРГ может пригласить такого человека «для продолжения разговора»? Только в качестве частного лица.

Однако в политике есть свои законы, переступать которые не с руки даже новоиспеченному канцлеру. «Приглашать с визитом» здесь можно только фигуру своего уровня, в противном случае само приглашение теряет смысл. Конечно, имеются прецеденты – можно вспомнить, как в 1983 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов получил письмо от американской школьницы Саманты Смит и пригласил ее посетить Советский Союз. Но вряд ли такое сравнение понравится самому экс-премьеру...

С другой стороны, Касьянову сейчас крайне выгодно выглядеть в глазах Запада именно той фигурой, которая может объединить разрозненные отряды оппозиции. Этаким российским Ющенко, рыцарем демократии и верным сторонником либеральных ценностей. Стремясь очаровать нового канцлера ФРГ, экс-премьер мог вытащить из рукава свой главный козырь – обещание снизить цену на российскую нефть до 20-25 долларов за баррель.

Впервые озвученное осенью прошлого года, это предложение вызвало сенсацию в западных СМИ, которые посчитали тогда выступление Касьянова просьбой о поддержке к США и Евросоюзу, экономика которых во многом зависит от высоких цен на нефть. Не имея возможности сослаться на реальный авторитет в рядах российской оппозиции, экс-премьер может рассчитывать лишь на то, что политическую элиту Запада заинтересует его «революционный» план по снижению цен на энергоносители. Да и на это, откровенно говоря, шансы невелики: прагматичные немцы хорошо понимают, что от высоких цен на нефть во многом зависит само существование российской экономики.

Создается впечатление, что и Ангела Меркель, рассчитывавшая увидеть в лице Михаила Касьянова лидера оппозиции, и экс-премьер, пытавшийся позиционировать себя в глазах Запада как «отца русской демократии», ошиблись в своих ожиданиях. Видимо, именно поэтому немецкие СМИ, уделившие много внимания встрече канцлера с представителями правозащитных организаций, ни словом не обмолвились о персональной аудиенции, которой был удостоен Михаил Касьянов.

Ситуацию комментирует политолог Сергей Марков:

«В данном случае оплошали советники канцлера. Понятно, что Меркель, имидж которой несколько подпорчен ее восточногерманским происхождением, должна всеми силами продемонстрировать, что она не Шредер, что она не так пророссийски настроена. Меркель – человек демократических взглядов, она убеждена, что должна быть оппозиция. Ей советники объяснили, что Касьянов – возможно, российский Ющенко, главный оппозиционер. Это ошибка. Есть настоящая оппозиция - Явлинский, Зюганов. Есть оппозиция, которая мечется между желанием что-то получить, завоевать, и администрацией президента. Это Рогозин и Жириновский. Но ни коммунисты, ни представители «Яблока» на встречу с канцлером приглашены не были. А есть партия олигархического реванша, марионетки воров. Эту партию и представляет Касьянов. Советники Меркель ошиблись. Это не настоящая оппозиция».

Фото: Илья Питалев.