Социум

Мистика чудотворного образа. 1 июля – праздник Боголюбской иконы Богородицы

1 июля Русская Православная Церковь празднует день Боголюбской иконы Божией Матери. Этот праздник не относится к числу великих (иначе называемых двунадесятыми), однако русские верующие почитают чудотворную икону на протяжении почти тысячелетия, к ней приезжают православные паломники со всего мира, история иконы ознаменована святыми чудесами.

Собственно, чудо предваряло само появление на свет Боголюбского образа.

Середина XII века. Сын основателя Москвы Юрия Долгорукого, благоверный князь Андрей Юрьевич, бывший тогда удельным князем Вышгорода под Киевом, по политическим мотивам покидает южные пределы Руси и направляется в Ростов. С собой князь везет чудотворный образ Божией Матери, названный впоследствии Владимирской иконой. По церковному преданию, эту икону написал сам апостол Лука (сейчас святыня находится в Москве, в церкви на территории Третьяковской галереи. У любого верующего при виде этой иконы захватывает дух: она писана с живой Богоматери…).

На подступах к городу Владимиру княжеские кони неожиданно встали. Они как будто не могли сдвинуться с места. Набожный князь возносит молитву Господу и Его Пречистой Матери, рядом с ним молится его духовный отец и дружина. Князь Андрей дает слово воздвигнуть на этом загадочном месте храм во имя Божией Матери. Наступает ночь.

Ночью, то ли во сне, то ли наяву князю Андрею явилась Заступница мира. Она произносит слова: "Не хочу, чтобы образ Мой был отнесен в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни". Затем Богородица молитвенно поднимает руки, принимая благословение Своего Божественного Сына, явившегося в этот момент над землей. Через мгновенье видение растворилось в ночном небе. Произошло это, согласно летописи, 18 июня 1155 года, по новому стилю – 1 июля.

Во Владимире князь Андрей Юрьевич вскоре построил для чудотворной Владимирской иконы каменный собор Успения Божией Матери. С тех пор эта икона стала именоваться Владимирской, а Успенский собор и по сей день украшает древний город.

Hа месте, указанном Царицей Hебесной, князь Андрей построил храм Рождества Богородицы. Монастырь и город, которые образовались вокруг церкви, он назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, "Божия Матерь возлюбила это место".

В память о чудесном явлении князь Андрей Боголюбский распоряжается написать икону, изобразив на ней Богородицу так, как Она явилась ему: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Празднование святой иконы было установлено 18 июня.

Чудотворный образ на протяжении многих веков помогал верующим. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала создавать многочисленные копии образа, многие из которых восприняли мистическую силу иконографии. Вот несколько историй.

Икона Божией Матери Боголюбская-Московская была написана в 1157 году и первоначально находилась над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился в 1771 году исцелениями во время свирепствующей в городе эпидемии чумы.

Икона Божией Матери Боголюбская-Угличская прославилась чудесным прекращением эпидемии язвы в 1654 году. В дни, когда бушевала язва, к жителю Углича Афанасию Кустову подошел неизвестный юноша и велел передать всем горожанам, чтобы они молились для прекращения охватившего город мора перед иконой Божией Матери Боголюбской, призывая на помощь святых чудотворцев Дмитрия-Царевича и Романа Угличского. Горожане собрались в храм благоверного Димитрия и совершили молебен пред иконой. Язва прекратилась.

Другой список чудотворной иконы, именуемой Боголюбская-Зимаровская, хранился, ввиду ветхости, в кладовой московского помещика Лопухина, пока в 1771 года, во время моровой язвы, одному заболевшему москвичу во сне не было приказано совершить молебен перед иконой и даже указано, где она находится. Когда икону отыскали и передали больному, он исцелился. Через много лет, незадолго до смерти, владелец иконы завещал отправить чудотворный образ на свою «малую родину» - в село Зимарово Рязанской губернии. И когда соседний город Раненбург в 1848 году охватила эпидемия холеры, жители отправились за чтимым образом в Зимарово и принесли его в город. Принимавшая угрожающие масштабы эпидемия прекратилась.

После революции 1917 года Боголюбский монастырь закрывают, икона помещается во Владимиро-Суздальский музей-заповедник. В 1993 году чудотворный образ был торжественно перенесен в Успенский собор во Владимире.

А что же князь Андрей? Его деятельность как самостоятельного князя Ростовско-Суздальской земли признана историками чрезвычайно важной: он стал первым русским князем, бросившим перчатку феодальным распрям, ежегодно уносившим тысячи и десятки тысяч ни в чем не повинных людей. Князь Боголюбский оставил в истории след политика, который твердо и последовательно стремился к установлению спасительного для Древней Руси единодержавия.

Политика Андрея устраивала далеко не всех, среди приближенных князя оформился заговор. 28 июля 1174 года группа заговорщиков из 20 человек беспрепятственно подошла к его опочивальне, путчисты взломали дверь. Князь метнулся за мечом, но тот был похищен. Несмотря на преклонный возраст (Боголюбскому в момент покушения было порядка 65 лет), безоружный князь оказал убийцам серьезное сопротивление. "Горе вам, нечестивые! - закричал Андрей. - Какое зло я сделал вам? Если кровь мою прольете, Бог отомстит вам за мой хлеб". Наконец он пал под ударами. Заговорщики думали, что князь убит и уже выходили из спальни, но услышали стон князя, который неожиданно поднялся на ноги. Тогда они его добили…

За добрый след, который благоверный князь Андрей Боголюбский оставил в истории российской государственности, и за его глубокую религиозность Русская Православная Церковь причислила князя к лику святых. Его мощи покоятся в Успенском соборе Владимира.