Политика

Людмила Алексеева: "Фашизм чреват распадом государства"

- Людмила Михайловна, в мае нынешнего года многие общественные организации выступили с инициативой учреждения всероссийского Антифашистского Фронта. Означает ли это, что в общественном сознании государство и выполнение им функций в области защиты прав человека оказались разделенными?

- Нельзя говорить о том, что правозащитники считают, будто государство смотрит на перспективу фашизации общества сквозь пальцы. Наступление фашизма, и наш комитет говорит об этом в своем манифесте, мы рассматриваем как серьезную болезнь общества, и эту болезнь невозможно вылечить усилиями одних только чиновников. Мы считаем, что в этом движении должны принимать самое деятельное участие общественные и неправительственные организации. Именно это является главной целью создания подобного Народного Фронта. Согласитесь, шансов одержать победу над "коричневой чумой" гораздо больше у тех, кто объединил свои усилия. Когда общество и государство действуют сообща.

- Чуть больше месяца назад Госдума по инициативе "Единой России" приняла "Антифашистский пакт". Готовы ли вы присоединиться к нему, и если нет, что мешает сделать этот шаг?

- Мы представляем общественное движение. И мы готовы сотрудничать с государством. У него есть свои способы воздействия, включая суды и армию. У нас – свои. Я говорю об организации общественного мнения, что очень важно для нынешнего этапа развития России. Что касается государства, мы считаем, оно может использовать свои возможности гораздо эффективнее. Ведь многие преступления на почве расовой и религиозной ненависти остаются безнаказанными.

- Приведите конкретные примеры…

- Стали почти повседневной реальностью убийства на почве национальной ненависти, проверки "лиц неславянской внешности" на улицах и в метро, вымогательство милицией денег и многое другое. Все это создает атмосферу взаимной ненависти. А избиения иностранных студентов, мигрантов? Или возьмите один из самых громких случаев – нападение на синагогу в Москве. Суд использовал все лазейки, чтобы уклониться от конкретных определений, в том смысле, что это было сделано на почве религиозной нетерпимости. И это очень плохой сигнал. Так создаются прецеденты для дальнейших агрессивных действий.

- Как вы считаете, почему власть закрыла глаза на это дело?

- Не могу сказать, ведь власть состоит из конкретных людей. Некоторые так поступают из корысти. Кто-то – по нерадивости. А есть иЛюдмила Алексеева такие, кто заражен вирусом национализма и поддерживает его любым способом. Наши законы написаны так, что дают возможность судам уклоняться от принятия однозначных решений по любому острому вопросу. Мало того, что со стороны государства не следует адекватного наказания, власть зачастую показывает свое непонимание происходящих подспудно процессов и опасности фашизма для нашей страны.

Вот самый яркий пример. 4 ноября прошлого года, в День примирения и согласия, в Москве состоялась внушительная демонстрация движения с поистине иезуитским названием – "Движение против нелегальной иммиграции". Главным был лозунг "Россия для русских". Куда в таком случае девать татар, которые в составе Российской Федерации живут не меньше, чем сами русские, или тех же якутов, находящихся на своей исконной территории?! Отсюда можно сделать вывод, что название этого движения не соответствует его целям и лозунгам. Дело не в том, что у государства нет сил, а в том, что оно мало заботится о выполнении своих функций по защите конституционного строя. Но даже если бы власть очень постаралась, все равно участие неформальных объединений в борьбе против фашизации общества необходимо.

- А может быть, это болезнь переходного периода?

- Мы уже 1000 лет куда-то переходим, и пока никуда не перешли. Если так будет продолжаться и дальше, скоро от России ничего не останется.

- Кто готов принять поддержать движение антифашистов?

- Есть оргкомитет, куда входят 75 известных политиков и деятелей правозащитного движения. Большую помощь оказывает Союз журналистов. В мае мы провели совместную акцию - конкурс региональной прессы "Россия без розни и вражды". Его победители согласились стать нашей опорой на местах. Журналисты - наиболее мобильная часть общества, и именно через прессу мы намерены развернуть активную антифашистскую пропаганду. Кроме того, все наши учредители и информационные спонсоры имеют свои сайты, а это более двух десятков ресурсов, и мы будем использовать их для распространения нашей точки зрения. В первую очередь выясним, какая часть россиян принимает идею противодействия фашизму, или, во всяком случае, готова оказать нашему движению моральную поддержку. Ближе к Новому году подведем итоги, и тогда будет ясно, кто с нами, а кто – против.

Я глубоко убеждена, что просветительскую работу надо вести не только среди рядовых граждан - она нужна и в среде власть имущих, чиновников, очень неплохо устроившихся за счет государства, интересы которого они не всегда хотят защищать. Такая огромная и многонациональная страна, как Россия, просто развалится, если позволить фашизму одержать победу.

Александр Сидячко