Политика

Михаил Касьянов между прошлым и будущим

Незадавшийся российский премьер-министр переживает дежавю. Ещё год с небольшим назад он лелеял мечту стать единственным и неповторимым кандидатом в президенты от оппозиции, возглавить объединённую оппозиционную партию и на белом коне въехать в Кремль. В крайнем случае гордо продефилировать по Красной площади.

Не получилось. Действующие оппозиционные политические партии Михал Михалычу сдержанно поаплодировали за проявленное мужество, но от официальной поддержки отказались. Боком вышла экс-премьеру и попытка прикупить болтающуюся без дела Демократическую партию России - Касьянов был с позором изгнан. В результате, от безысходности и был создан Народно-демократический союз, к которому, после длительных раздумий, спустя некоторое время всё же приставили плохо выговариваемую некоторыми представителями демократической оппозиции букву "Р".

Нынешний год для экс-премьера ничего нового не принёс, став кошмарным повторением предыдущего. "Другая Россия", на лидерство в которой нацелился Касьянов, сделала ход конём. Не в меру активный руководитель "Объединённого гражданского фронта" Гарри Каспаров, де-факто осуществляющий управление оппозиционной коалицией, почему-то решил, что Касьянов не тот человек, который ему нужен - и не только не стал торопиться с его выдвижением в качестве единого кандидата, но заявил о том, что коалиция будет выдвигать нескольких кандидатов, из которых потом и выберет достойного. При этом, что характерно, о Касьянове он упомянул как-то вскользь. Дескать, быть может и поддержим, если наш коллега будет себя хорошо вести. Кроме того, ряд участников коалиции недолюбливали Касьянова, понимая, что как только он станет "единым и неповторимым", как им всем придётся отдуваться и за дачу в Сосновке-2, и за пресловутые "Миша-2 процента". Кстати, кроме шуток: практически одновременно с отставкой правительства Михаила Касьянова зимой 2004 года, основная ставка НДС (налог на добавленную стоимость. - Прим. авт.) снизилась с 20% до 18% - ровно на 2%.

Откровенно говоря, Касьянову тоже не особо нравился Каспаров и его методы. Очутившись в кипящем водовороте уличных акций, бывший чиновник понял, что это не его игра. Не пристало столь уважаемому и респектабельному джентльмену тереться о грязные пальто "профессиональных революционеров" и бодаться с милицией. С другой стороны, другого выхода у Касьянова не было. Если только... не попытаться второй раз войти в одну и ту же реку.

На решение Касьянова не ждать милости от "Другой России" и выдвинуться от своего фантомного РНДС повлияло и неожиданное появление двух коллег-кандидатов - Виктора Геращенко и Владимира Буковского. Поняв, что поезд "Другой России" уходит от него всё дальше, Касьянов бросился за ним вдогонку.

Михаил Михайлович сделал всё от него возможное, чтобы перещеголять прошлогоднюю конференцию "Другой России". По большому счёту, для незарегистрированной организации, за прошедший год так ничем не проявившей себя, вполне подходит подмосковный санаторий. Но оппозиционному лидеру, которого должны официально выдвинуть кандидатом в президенты, нужен размах. Шикарный конференц-зал гостиницы "Космос", масса приглашённых журналистов из отечественных и зарубежных СМИ - это и многое должно показать Каспарову и остальным членам "Другой России" всю мощь Михаила Касьянова. Перед съездом Касьянов заручился ещё и поддержкой Запада. Публикация большого интервью лидера РНДС в майском номере престижного французского журнала "Политик интернациональ", в котором Касьянов предстал единственным перспективным объединителем российских "демократов", говорит о многом.

Каспаров, Лимонов и другие члены политического совещания "Другой России" также были в числе приглашённых на съезд. Для чего? Сейчас и Касьянов, и Каспаров фактически находятся в одиночестве. Последние "марши несогласных" показали, что даже Лимонов скептически относится к их проведению, а пару десятков активистов "Авангарда красной молодёжи" рассматривать в качестве союзника не приходится. У Касьянова в этом отношении гораздо больше шансов завоевать симпатии не определившихся с выбором "несогласных", даже в том случае, если ему придётся уйти в самостоятельное плавание. Другое дело, что кроме симпатий редких оппозиционеров, тешащих самолюбие экс-премьера, рассчитывать на что-то большее Касьянову не стоит. Последние данные опросов общественного мнения показали, что фамилия Михаила Касьянова даже не прозвучала среди возможных кандидатов на пост президента России.

Алексей Махно