Политика

Партия красного тупика

Российские коммунисты выражают готовность отказаться от депутатских мандатов, чтобы добиться перевыборов в Госдуму. Как показывает практика, жаловаться на итоги выборов и якобы сфальсифицированные результаты голосования стало для КПРФ едва ли не правилом, чтобы сохранить политическое лицо. Ну, или то, что от него осталось.

Перед этими выборами шансы КПРФ оценивались социологами как весьма скромные. Да, по результатам многочисленных опросов коммунисты переваливали за семипроцентный барьер, но на этом их движение вперёд останавливалось и максимум, на что могла рассчитывать КПРФ - 10-12% голосов. Для партии, чей ядерный электорат подвержен естественному убыванию, это было не так уж плохо.

К тому же, как отмечают политологи, в высоких результатах КПРФ в первую очередь была заинтересована "Единая Россия", нуждающаяся в более-менее сильном спарринг-партнёре. "Очень многие ожидали, и я в том числе, что коммунистам удастся забрать себе дополнительные голоса – как партии системной оппозиции. Потому что был в какой-то момент такой настрой, что слишком доминирует "Единая Россия" и нужен какой-то противовес", - рассказывает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Политолог также отмечает, что "для КПРФ были созданы достаточно благоприятные условия", "им не мешал административный ресурс", словом, им дали зеленый свет.

Однако краснознамённая партия так и не сумела воспользоваться представившимся преимуществом. За редким исключением компартия так и не смогла ни модернизировать содержание своей агитационной кампании, используя все те же самые лекала, что едва не привели их к поражению в 2003 году. Не пытались привлечь новый электорат, не смогли вывести на политическую арену новых ярких лидеров, вновь наступив на те же грабли, и включив в список олигархов от ЮКОСа, сосредоточились в основном на критике соперников и перманентных заявлениях о прогнозируемых фальсификациях на выборах. Увы, но если наш народ жалеет убогих и обиженных, то выбирает всегда сильных.

Собственно, именно это и произошло 2 декабря 2007 года. "Есть такие боксеры-середняки – постоянные претенденты. Они такие хорошие, добротные. То один их нокаутирует, то другой. Но они могут пойти и дать хороший бой, но никогда не прыгнут выше сове головы. Так и в ситуации с коммунистами: чего-то им не хватает. Они гарантировано могли переползти семипроцентный барьер, а максимум у них было бы процентов 15. Вот они на этом максимум не рванули", - довольно точно охарактеризовал ситуацию Евгений Минченко.

Лидер КПРФ Зюганов, в очередной раз побоявшийся "рывка", похоже катализировал вроде бы замороженную дискуссию о своей отставке и потенциальных преемниках. Как и несколько месяцев назад, осечкой вождя с блеском воспользовался председатель ЦК КПРФ Иван Мельников. Близкий к коалиции "Другая Россия" высокопоставленный коммунист как раз и заявил о готовности вообще отказаться от мандатов в новой Госдуме РФ, поддержав тем самым позицию "другороссов", также оспаривающих легитимность прошедшего голосования.

При этом коммунисты понимают, что от мандатов они не откажутся. Во-первых, уж слишком много в списках КПРФ бизнесменов, заплативших высокую цену за то, чтобы разделять идеалы КПРФ). Во-вторых, много действительно тех, кто в течение нескольких месяцев работал с избирателями, чтобы в угоду политиканским замашкам федеральных руководителей предать своих сторонников. Как отмечает политолог Сергей Михеев, "внутренние дрязги давно уже подкашивали коммунистов" и "то, что сейчас происходит - это отголоски расколов в течении четырех лет". Но шансов на то, что КПРФ с той же лихостью переживёт новый раскол, не так уж много.

Евгений трифонов