Политика

Без перспектив на "Солидарность"

Начиная с декабря прошлого года, когда, собственно, и была учреждена "Солидарность", организация никак не проявила себя на публичном уровне, выпав из политического контента страны. Не лучшим образом вели себя и лидеры "Солидарности", занимаясь исключительно своими делами и игнорируя все мало-мальски значимые события в жизни оппозиции. В лучшем случае, на сайте движения появлялись заявления по тому или иному поводу, в худшем - какая-либо реакция отсутствовала в принципе. И даже события минувших выходных не смогли вывести из спячки коалицию либеральных "несогласных". А верховный менеджер коалиции Гарри Каспаров и вовсе пропал из поля зрения на несколько дней, отключив мобильный телефон.

По словам известного российского политика 90-х Ирины Хакамады, у "Солидарности" пока нет перспектив, и даже в будущем, при росте протестных настроений в обществе, новое детище Каспарова и Немцова может рассчитывать лишь на "очень неширокую" поддержку.

Такое мнение Ирина Хакамада высказала в интервью интернет-изданию "Правда.Ру". По ее словам, одна из проблем "Солидарности" заключается в том, что долгожданного объединения демократических сил на ее основе так и не произошло. "Солидарность" - это объединение внесистемной либеральной оппозиции, где стержнем является Гражданский союз Гарри Каспарова (видимо, имелся в виду возглавляемый Г. Каспаровым "Объединённый гражданский фронт". - Прим. авт.), - говорит Ирина Хакамада, отмечая, что в новую структуру не вошли партии "Яблоко" и СПС.

Создаёт определённые трудности для "Солидарности" и довольно пёстрый состав движения. "Внутри "Солидарности" очень много разных течений, левых, правых и так далее", - рассказывает она. Играет свою роль и политическая позиция, которую заняла "Солидарность" по отношению к системной политике: "То, что "Солидарность" не хочет участвовать в выборах, не хочет регистрироваться, а собирается заниматься только митинговой уличной деятельностью - это совершенно естественно для них. То есть, больших перспектив пока нет, но по мере того, как будет ухудшаться положение людей, может быть, они и будут постепенно пользоваться какой-то популярностью. Но очень неширокой", - считает она.

Но всё же, главным тормозом для движения являются.. его лидеры. "Сильно воздействовать на людей они не могут по одной простой причине: все ключевые фигуры все равно из прошлого – Каспаров, Немцов и т.д. И у людей это ассоциируется как с разочарованием в том, что было в демократии, так и с перекладыванием, в том числе, и на сегодняшние проблемы. Поэтому у "Солидарности" такой очень узкий ограниченный спектр радикального митингового движения", - уверена Ирина Хакамада. При этом она отмечает и проблему "культуры формирования института лидерства". Точнее, её отсутствия. "Это их беда. Этот институт у них отсутствует, он основан только на личных амбициях, и никак не основан на политической целесообразности", - завила она.

Действительно, даже среди т.н. "несогласных" слишком много недовольных авторитарной политикой лидера ОГФ Гарри Каспарова, которую он последовательно проводит во всех своих политических проектах последних годов. А их было не так уж мало.

"Комитет -2008: свободный выбор", Объединённый гражданский фронт, "Другая Россия", Всероссийский гражданский конгресс, "Национальная ассамблея" и, наконец, "Солидарность" - вот далеко не полный перечень оппозиционных коалиций, к созданию которых приложил руку Гарри Кимович. Средняя продолжительность жизни каждого из этого проектов составляла примерно 6 месяцев. По истечении этого срока Каспаров терял интерес к организации и начинал кампанию по созданию новой, ещё более оппозиционной и широкой коалиции.

"Солидарности", таким образом, осталось просуществовать максимум до лета 2009 года. Если, конечно, члены движения не переругаются друг с другом гораздо раньше.