Политика

Весь этот СОК

6 августа в Тольятти должен состояться митинг против остановки АвтоВАЗа и падения реальных доходов работников завода, организованного профсоюзом "Единство". Протестные настроения автовазовцев поддержали несколько оппозиционных организаций (например, Революционная рабочая партия), а ряд оппозиционных СМИ вот уже в течение нескольких дней нагнетают истерию, говоря о якобы стягиваемых в Тольятти для разгона митингующих милицейских спецподразделений и даже бронетехники. Однако вся околополитическая составляющая предстоящего мероприятия является не более чем удобным прикрытием для главных заказчиков "протеста", планирующих таким образом вернуть себе контроль за предприятием.

Традиционным зачинщиком всех бунтов на АвтоВАЗе является профсоюз "Единство". Создан он был ещё в 1990 году и очень быстро завоевал популярность среди рабочих. Не последнюю роль в его становлении сыграл Анатолий Иванов, возглавлявший организацию в течение 9 лет с момента её основания. Впрочем и сам лидер получил более чем солидные дивиденды от деятельности профсоюза - в 1999 году он был избран депутатом Госдумы, после чего его политическая карьера резко пошла в гору. В 2003 и 2007 годах он вновь подтверждал свой статус депутата нижней палаты российского парламента. Причём если в 2003 году его, как представителя профсоюза "Единство", избиратели (если верить народной молве) просто перепутали с кандидатом от "Единой России". Впрочем, едва оформив депутатский мандат, Анатолий Иванов в декабре 2003 года пополнил многочисленные ряды фракции "Единая Россия" и в 2007 году он уже на законных основаниях шёл по спискам "партии власти".

Сменивший Иванова на посту лидера профсоюза Пётр Золотарёв долгое время шёл в фарватере своего предшественника, рассчитывая, по всей видимости, пройти по проторенной дорожке. Чёрная кошка между соратниками пробежала в 2004 году. Однако причиной конфликта стала не деятельность Анатолия Иванова в стане "Единой России", а его отказ поддержать на выборах мэра своего профсоюзного преемника - Петра Золотарёва (Анатолий Иванов даже выступил в СМИ с обращением к Петру Золотареву, требуя сложить кандидатские полномочия, поскольку, по его мнению, профсоюзному лидеру не пристало заниматься "профессиональной политикой"). В результате Золотарёв проиграл своему основному конкуренту Николаю Уткину, после чего заявил об исключении Анатолия Иванова из профсоюза и объявил о начале процедуры отзыва своего бывшего соратника с поста депутата Госдумы РФ.

Сам Иванов, впрочем, посчитал инициативу лидера "Единства" "неразумной и абсурдной", и заверил, что всё равно будет "продолжать работать в интересах работников завода". Кроме того, по словам Иванова, подобный демарш сыграет в первую очередь против Золотарёва, поскольку может привести к "расколу в профсоюзе". И хотя явного раскола не произошло, но рейтинг влияния "Единства" резко понизился. Если при Иванове численность "Единства" составляла порядка 3-3,5 тысячи человек, то после "раскола" эта цифра уменьшилась почти втрое.

В этих условиях Золотарёву пришлось искать новых компаньонов. И, похоже, он их нашёл в лице руководителей группы компаний СОК. По крайней мере, наблюдатели не раз отмечали, что именно в её интересах действует "независимый" автоВАЗовский профсоюз.

В 2005 году на АвтоВАЗе сменился собственник. Контроль за деятельностью автозавода перешел к государству в лице ФГУП "Рособоронэкспорт". Новая метла замела по-новому, начав, естественно, с высшего менеджемента.

До этого времени ОАО "АвтоВАЗ" входило в сферу интересов самарской группы компаний "СОК". В начале 1990-х соковцы начинали с автомобильного ритейла, построив собственную сеть по продаже вазовских автомобилей. Постепенно группа расширила сферу деятельности, занявшись производством автокомпонентов на целом ряде предприятий в нескольких регионах России. В итоге под контролем "СОКа" оказалось до 50% производства комплектующих для тольяттинского автогиганта. В планах компании было приобретение почти 60% акций АвтоВАЗа, но этим мечтам не суждено было сбыться.

Новый владелец в первую очередь отстранил от ключевых должностей на автозаводе менеджеров, близких к группе компаний (ГК) СОК. Затем СОК лишили статуса официального дистрибутора вазовских запчастей для розничного рынка, что для компании, зарабатывающей именно на производстве автокомплектующих, было крайне неприятной новостью. Более того, "Рособоронэкспорт" решил найти для АвтоВАЗа нового поставщика комплектующих, но к счастью для СОКа осуществить задуманное "Рособоронэкспорту" не удалось и группа отделалась легким испугом. Некоторых привилегий она лишилась, но главная часть бизнеса осталась при ней. Тем не менее, от прежних планов ГК СОК не отказался.

Летом 2007 года профсоюз "Единство" выдвинул руководству завода ультиматум. Рабочие требовали двукратного увеличения зарплаты и в случае невыполнения своих требований угрожали остановить главный конвейер. 1 августа угроза была приведена в исполнение. Но гора родила мышь. Вместо обещанных нескольких тысяч бастующих, отказались выходить на работу не более полутора сотен человек. В итоге, Петр Золотарев объявил о досрочном окончании протестной акции, назвав её "предупредительной".

Председатель профкома ОАО "АвтоВАЗ" Николай Карагин вспомнил 1994 год, когда "Единству" под председательством Анатолия Иванова также удалось склонить к проведению незаконной забастовки полсотни рабочих. "Когда начались суды, и Анатолий Семенович Иванов, и Сергей Константинович Ершов (есть протоколы судебных заседаний) отказались от ответственности: мол, мы не призывали к забастовке, а только консультировали. Они остались в стороне, а рабочих уволили с завода", - рассказывал он.

Тогда же заговорили о заказном характере акции протеста. "В действиях лидеров "Единства" нетрудно заметить политическую подоплеку - глава профсоюза Золотарев участвовал в прошлых выборах мэра Тольятти, а очередные выборы мэра состоятся в марте 2008 г. Плюс очевидна заинтересованность в дестабилизации ситуации в городе бизнес-групп, вытесненных с завода (СОК и Автотрейд Владимира Яркина), которые аффилированы со "Справедливой Россией", - комментировал ситуацию директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

Эксперты отмечали, что "Автоград давно находится в сфере интересов СОКа, и в последние месяцы этот интерес, касающийся восстановления былого влияния на АвтоВАЗ, земель за Московским проспектом и административного управления, стал еще более очевидным". Безусловно, что лоббировать свои интересы через небольшой профсоюз компания была не в силах, но поучаствовать в борьбе за сферы влияния в случае возможной смены собственника (а дестабилизация обстановки на заводе вполне могла привести к этому) вполне могла.

По странному стечению обстоятельств, назначенной на 6 августа 2009 года акции протеста, организатором которой выступает всё то же "Единство", вновь предшествовали события, связанные с ГК СОК.

В марте этого года руководство волжского автозавода фактически обвинило группу СОК в преднамеренном срыве работе предприятия. Самарская группа компаний, обеспечивающая до 40% потребностей АвтоВАЗа в комплектующих, неожиданно остановила заводу отгрузку со всех своих предприятий, в результате чего он встал. Причём произошло это в день рожденья президента АвтоВАЗа Бориса Алешина. В ответ, ОАО "АвтоВАЗ" отстранило группу СОК от управления своим крупнейшим дочерним дилерским холдингом ОАО "Лада-Сервис" (сформированный на базе дочерних дилеров "АвтоВАЗа", объединяет 140 центров в России, продает до 25% продукции "АвтоВАЗа" - примерно 150 тыс. машин в 2008 году, его выручка в 2007 году составила около 40 млрд руб.).

В июне руководитель ГК "СОК" Юрий Качмазов выступил с собственной программой развития АвтоВАЗа, предложив для начала привлечь к управлению предприятием менеджеров-ветеранов. В конце июле данная "антикризисная программа" была представлена к ознакомлению. И хотя эксперты отмечают некоторую "фантастичность" мер по выводу автогиганта из кризиса, а также ярко выраженные интересы в первую очередь менеджмента ГК СОК, в условиях временной остановки заводсткого конвейера, массовых акций протеста и раздутой вокруг всей этой истории паники в средствах массовой информации, цели "антикризисных менеджеров" вполне могут быть реализованы. В той или иной степени.

Примечательно, что организаторы митинга, несмотря на создаваемую ими в СМИ политизированность своей акции, всё же не считают возможным вступать в более тесные отношения с оппозиционными политическими структурами. Так, сегодня стало известно о том, что лидер "Единства" Пётр Золотарёв отказал в приглашении на митинг предводителю "Другой России" Эдуарду Лимонову. По словам Лимонова, его представитель ещё неделю назад начал переговоры с Золотарёвым по поводу "возможности моего участия в митинге 6 августа в Тольятти". "Единственным нашим условием была просьба предоставить мне слово на митинге. Золотарев сказал, что "ему надо подумать, и он "это" обсудит на профкоме. Вчера, 3 августа, вечером, Золотарев ответил Аксенову, что слова они дать "не готовы", - отмечает лидер "Другой России".

По всей видимости, организаторы митинга понимают, что присутствие на акции Лимонова и ему подобных деятелей с их антиправительственными лозунгами может серьёзно повредить целям и задачам профсоюза. Точнее даже не самого профсоюза, сколько тем, кто планирует использовать деятельность "Единства" в своих, далеко не политических целях.